Поделиться:

Гусли. О звучании, занятиях и их благотворном влиянии на состояние человека

Подготовила Нина Романова

Фото: Алена Кулакова

            В настоящее время все больше ученых приходят к выводу, что музыка оказывает влияние на человека. Благодаря правильно подобранной музыке нормализуется сон, повышается работоспособность и настроение. Существует даже специальная методика – звукотерапия, которая применяется при лечении детей с соматическими и психическими расстройствами.

           Однако, чтобы добиться нужного эффекта, важен и правильно подобранный музыкальный инструмент. Как ни странно, в последнее время постепенно приобретают популярность гусли, которые с незапамятных времен звучали на Руси. 1 июня в Волгограде стартовал уникальный проект «Гусли да Лебеди», который всего за месяц успели посетить уже более 200 детей.

           Творческая мастерская «Лебедушка» и проект «Гусли да Лебеди»

           На своих занятиях основатель творческой мастерской «Лебедушка» Алена Кулакова знакомит детей с традициями и историей предков, обучает их различным ремеслам: «В начале своего пути, дети должны попробовать все: рукоделие, пение, игру на музыкальных инструментах. И каждый себя где-то проявит».

           Алена Кулакова отмечает, что благотворительный социальный проект «Гусли да Лебеди» начался с увлечения историей быта предков и изучения устного эпоса. Все это продолжилось в освоении игры на древнем инструменте – гуслях – и материализовалось в идее приобщить подрастающее поколение к традиционной культуре, красоте гусельных перезвонов. В организации обучения также принимает участие высококвалифицированный педагог Татьяна Васильева.

В искусных руках исполнителя звучание гуслей может напоминать и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение.

Нина Романова

           Влияние гуслей на организм человека

           В искусных руках исполнителя звучание гуслей может напоминать и колокольный перезвон, и журчание ручья, и птичье пение. Все это успокаивает нервную систему, расслабляет тело и вводит человека в спокойное состояние. Такая музыка способна нормализовать ритм дыхания, давления и даже ускорить выздоровление больного человека.

           Существует методика телесно-ориентированного преподавания, которая используется при реабилитации детей с отставанием в развитии. «Мы опираемся на физические возможности детей и выбираем индивидуальный подход. Мы с ребенком можем гладить гусельные струны, – рассказывает Алена Кулакова, – родитель может их выщипывать и ребенок слушает звук, что оказывает положительное влияние на его состояние. Он начинает проявлять эмоции, отвечать на музыку жестами или звуками».

           К детям с задержкой речевого развития также применяется своеобразный подход: «С ними можно пропевать ноты, и постепенно ребенок начинает самостоятельно воспроизводить эти звуки. Позже присоединяется разучивание простых песенок, приговорок, стихотворений в музыкальном сопровождении».  

           Игра на гуслях также влияет и на интеллектуальное развитие: «При изучении исполнительского мастерства и построении музыкальной грамоты, формируются межполушарные связи в мозге, что положительно влияет на его работу и скорость мышления. Человек становится более открытым, раскрепощенным и коммуникабельным», – отмечает Алена Кулакова.

           Любая музыка способна влиять на эмоции как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе. Первое связано с избавлением от негативных эмоций, снятием стресса и приданием уверенности. Долгосрочное влияние – это приятные воспоминания, которые закрепились в памяти благодаря тандему «памятное событие + песня».

           Музыкальный теоретик Бернд Уиллимэк считает, что «музыка не может передать какие-либо эмоции. Она может их только вызвать, если у слушателя установятся с ней какие-либо ассоциации». Подобное происходит при просмотре фильма, когда зритель начинает переживать за главного героя. 

           Польза игры на гуслях в детском возрасте

           Любой музыкальный инструмент, в том числе и гусли, имеет многогранный терапевтический эффект. Каким же образом занятия музыкой влияют на ребенка?

           Развитие мелкой моторики. Практически все музыкальные инструменты требуют включения в процесс пальцев, что по эффективности не сравнится ни с какой гимнастикой.

           Развитие речи. На занятиях ребенок знакомится со свойствами музыки, ее структурой, интонациями и выразительностью, и его речь становится более грамотной и структурированной.

           Работа с дыханием. Техника правильного дыхания тренируется с первых занятий. При грудобрюшном типе дыхания диафрагма и легкие работают поочередно, что благотворно сказывается на их работе.

           Развитие памяти. При занятиях задействованы все виды памяти – слуховая, зрительная, моторная, ассоциативная и образная, что позволяет ее тренировать.

           Влияние на осанку. При игре на музыкальных инструментах положение тела зафиксировано, при этом спину важно держать ровно.

           Выработка самодисциплины и трудолюбия. Занятия музыкой требуют регулярности, поэтому ребенок воспитывает характер, силу воли и учится организовывать свое время.

           Не менее полезны занятия игры на гуслях и во взрослом возрасте, так как это помогает поддерживать мозг в форме (что является своего рода профилактикой возрастных изменений), управлять настроением и даже развивать уверенность в себе и своих способностях. «Взрослые часто считают, что у них не получится научиться играть, однако гусли опровергают подобные суждения. Можно взять инструмент и под руководством знающего человека уже через 20 минут сыграть первый наигрыш, который будет красиво звучать и приносить радость», – считает Алена Кулакова.