Поделиться:

Психология зависти. Можно ли сделать это чувство конструктивным?

Подготовила: Евгения Бахурова,

психолог-консультант: гештальт-терапевт Мария Виноградова

Фото: Рexels.com, личный архив Марии Виноградовой 

                                                                                                                                                     Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.                                                                                                                                                                                                     (русская пословица)

           Сколько пословиц и поговорок дарит нам великий русский язык про такой социальный конструкт как зависть: «В лихости и зависти нет ни проку, ни радости», «Хороша рыба на чужом блюде», «Чужим здоровьем болен. Глядя на людей, сохнет», «Сосед спать не дает: хорошо живет». Чему учат родители и педагоги детей сызмальства: «Не завидуй!», «Завидовать нехорошо!», «Зависть – чувство плохое, вредное». Потом мы, уже взрослые, нахватавшись умных словечек, сами ведем с собой беседу: «И зачем я N. завидую? Зависть – чувство разрушительное, деструктивное». Но всегда ли? А может ли зависть стать толчком к личному прогрессу? Психологи говорят, что да.    

           Так или сяк?

           Рассмотрим пример: ваша коллега получает повышение, хотя на эту должность претендовали вы обе. При примерно одинаковых исходных данных в виде опыта работы, компетенций, даже внешности и черт характера выбрали ее, а не вас. Ваши чувства? Завидуете? Честно в этом вряд ли кто признается, нам ведь с детства внушали, что завидовать – плохо. Допустим, завидуете. Из сложившейся ситуации зависти есть два пути:

           1. Ты злишься на человека и погружаешься в мир злости и недовольства ситуацией, этим человеком и самим собой. Негатив зашкаливает, ты начинаешь чувствовать себя плохо, дискомфортно, накатывает неудовлетворенность жизнью. Ты начинаешь ставить под сомнение свою компетентность в тех или иных вопросах, может даже ухудшиться самочувствие (подключается психосоматика). Эту зависть в обывательском плане принято называть «черной».

           2. Ты отсекаешь негативные проявления зависти и фокусируешься на том, что видишь сильные стороны человека, который в чем-то оказался лучше тебя. Говоришь себе: «Да, она крутая. Она дольше здесь работает. Она более усердна. Она умеет крутиться. У нее более высокий эмоциональный интеллект. Она более усидчива и контактна. Мне нужно этому поучиться и прокачать свои навыки и умения». А эту зависть называют «белой». Она и может стать толчком, стимулом к нашему дальнейшему прогрессу: в работе, семейной и личной жизни, в саморазвитии.

Злость – для отстаивания границ, страх – чтобы избежать опасности, зависть – чтобы увидеть – то, чего я хочу – возможно достичь, потому что есть пример перед глазами.

Мария Виноградова

            Как вам кажется, какая позиция будет звучать по-взрослому: первая или вторая? Какое проявление зависти будет конструктивно? В какой ситуации мы можем извлечь позитивные моменты, которые помогут нам стать лучше? Конечно же, во второй.

           Разбираемся

           А что такое есть вообще эта «зависть»? Толковый словарь Даля определяет ее как «досаду по чужом добре или благе». Ну еще бы: у Андрея это есть, а у меня нет. Борис умеет то, чего не умею я. А Саше вообще «все с неба падает» – не то, что мне: достается кровью и потом. И вы уже понимаете, каким это сказано тоном: злым, саркастичным, тут и горечь, и обида, и разочарование, и апатия. А вот и наша приятельница зависть тут как тут. Все эти отрицательные чувства окрашивают и наш день, и наш мир, и нас самих в серо-бурые цвета. Краски уходят. Но мы-то знаем, что можно по-другому!

           Специалист по гештальт-терапии, психолог Мария Виноградова (г. Москва) рассказывает, во-первых, что зависть рассматривается психологами не как чисто негативная или чисто позитивная эмоция, а как нейтральная. Здесь я была несколько удивлена. Но Мария поясняет:

           «Социум привык делить все на черное и белое, с эмоциями – та же история. Но все эмоции в гештальт-терапии рассматриваются как нейтральные, потому что для чего-то нужны. Злость – для отстаивания границ, страх – чтобы избежать опасности, зависть – чтобы увидеть – то, чего я хочу – возможно достичь, потому что есть пример перед глазами. И тогда появляются ресурсы вдохновиться и начать действовать. Переживать эти эмоции и правда бывает порой очень неприятно и трудно, но сами по себе они очень важны в жизни».

           А раз зависть все же важна, то должны быть и рычаги, благодаря которым можно из положения «черная» переводить ее в положение «белая».

           Инструкции по применению

           Так как нам работать и разговаривать с собой, чтобы из разрушающего конструкта зависть стала для каждого из нас средством мощной мотивации? Вот что рекомендует Мария Виноградова:   

  • Если вы чувствуете, что ваша зависть становится причиной испорченного настроения, ощущения подавленности, бессилия; если вы теряете эмоциональные и физические ресурсы, закрываетесь от людей или наоборот – приближаетесь к людям, чтобы сделать им в отместку больно (как бы отомстить за свой дефицит), пора брать ее под контроль.

  • Нужно постепенно учиться трансформировать разрушающую эмоцию в другой тип зависти – зависть, связанную с вдохновением. Человек, испытывающий это чувство, реагирует на то, что есть у другого, примерно так: «Как здорово, что он этого достиг! Я тоже так хочу! Интересно: ЧТО МНЕ НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?» Здесь ощущается совсем другое чувство: злость-вдохновение, когда у человека наоборот появляются новые идеи и ресурсы для их воплощения. А если вдохновение реализуется на практике, тогда человек наполняется уже творческой энергией. Интересный пример из реальной жизни: моя ученица, балерина Большого театра, на вопрос о зависти в балете отвечает так: «Зависти нет, есть конкуренция, но, когда ты один из лучших и в этот момент для какой-то партии выбирают, допустим, не тебя, ты не злишься и не завидуешь: это, наоборот, подстегивает становиться лучше, репетировать больше, работать в зале еще усерднее».

  • И примеры для подкрепления вышеизложенного: как зависть может проявляться у детей и как ее можно трансформировать во благо. Допустим, мальчики увидели у друга новый велосипед, и один ушел дуться и ненавидеть весь мир, а другой вдохновился, начал собирать карманные деньги и мечтать, и вскоре получил свой велосипед. У взрослых: коллега получил повышение, и один сотрудник стал тратить силы на пассивную агрессию (например, подкалывать его), а другой пошел к начальнику и договорился о том, при каких условиях и какой рабочей стратегии он через полгода тоже сможет получить такое повышение.

            Пусть эти логичные и довольно простые советы помогут сделать и вашу жизнь проще и спокойнее. А завидуют пусть другие – если им так, конечно, хочется.

Гештальт-терапевт Мария Виноградова