Поделиться:

Прокачать мозг, или Чудо нейропластичности

Подготовила: Екатерина Вопилова

Фото: George Milton, Рexels.com

           Возможности человеческого мозга удивительны. Это абсолютно уникальный и сложнейший орган, полный загадок, который изучается десятилетиями и веками, и с тех пор ученые лишь отчасти приблизились к разгадке. Мозг никогда не отдыхает полностью. Даже когда мы спим, он продолжает обрабатывать информацию, полученную за день. И самое главное: до сих пор не существует супермощных компьютеров, способных сымитировать работу головного мозга в режиме реального времени. О том, на что же способен наш мозг, как развивать его возможности и что означает термин «нейропластичность», мы и поговорим сегодня.

           Мозг пластичен?

           Условно говоря, да. Нейропластичность – это возможность человеческого мозга изменяться под воздействием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в ответ на внешние воздействия. Это реальный физический процесс, в ходе которого наш мозг учится и меняется на протяжении всей жизни. Автором термина «нейропластичность» является польский нейрофизиолог Ежи Конорский.

           Как работает нейропластичность

           Для начала давайте разберемся, что же происходит внутри такого удивительного органа, как человеческий мозг. Оказывается, он содержит в себе около 100 миллиардов нейронов или нервных клеток – больше, чем звезд в нашей галактике! Каждая из этих клеток может дать 200 тысяч ответвлений. Ученые называют это очень поэтично – «волшебные деревья разума». Когда мы получаем новые знания или опыт, мозг создает целую серию нейронных связей – микросетей, через которые клетки мозга обмениваются между собой информацией. Все это формируется именно в процессе обучения и практики.

           Помните выражение «нервные клетки не восстанавливаются»? Так вот, оказывается, что все-таки восстанавливаются. Долгое время считалось, что структура головного мозга остается неизменной после завершения ее формирования в возрасте 13-14 лет. Однако, благодаря результатам новых исследований, утверждающих, что мозг сохраняет свою пластичность даже после периода детства, на сегодняшний день это мнение меняется. Причем это не какая-то суперспособность, а совершенно естественное свойство нервной системы, данное нам для того, чтобы мы могли адаптироваться в разных условиях.

           «Мне уже поздно»

           Довольно популярная установка, когда человек решает научиться чему-то новому – «мне уже поздно». Принято считать, что с возрастом способности к освоению новых знаний значительно снижаются. Например, если не успел освоить иностранный язык, научиться играть на музыкальном инструменте или танцевать в детстве, то во взрослом состоянии это уже нереально. К счастью, это не так. Однако есть определенные нюансы.

Стремление понять младших, а зачастую даже преодолеть барьер поколений, заставляет мозг активно работать, обогащает его новыми нейронными связями.

Екатерина Вопилова

           Анастасия Травкина, научный журналист, автор книги «Homo Mutabilis: Как наука о мозге помогла мне преодолеть стереотипы, поверить в себя и круто изменить жизнь», в своей лекции о нейропластичности говорит о том, что в детском возрасте это уникальное качество мозга находится на пике интенсивности, поэтому дети и подростки способны обучаться практически в пассивном режиме. Например, даже если они бездельничают на уроках в школе, информация каким-то образом запоминается и усваивается. А вот после 25 лет обучение происходит несколько иначе. Здесь становится очень важно подключать концентрацию, однонаправленность действия, то есть посвятить все внимание одной задаче в единицу времени.

           Понять молодое поколение

           Повторение того, что мы уже усвоили, не стимулирует мозг развиваться. Рутинные, привычные действия укрепляют одни и те же нейронные связи. Поэтому так важно общаться, взаимодействовать с людьми более молодого возраста. Причем, это касается не только пожилых людей, но и взрослых, – общение с детьми, подростками, в целом людьми на порядок младше, очень полезно. Почему? Стремление понять младших, а зачастую даже преодолеть барьер поколений, заставляет мозг активно работать, обогащает его новыми нейронными связями.

           Важность ежедневных привычек

           То, что мы делаем каждый день, формирует наш мозг и нас самих. Например, есть исследования, которые показывают, что у математиков больше серого вещества в нижней теменной доле. Это часть мозга отвечает за счет и вычисления. Причем самый большой рост серого вещества наблюдается у тех специалистов, которые больше времени посвящали работе.

           Элеонор Магуайр, лондонский нейробиолог и профессор, прославилась другим исследованием, которое показало, что у лондонских таксистов происходят определенные изменения мозга, обусловленные профессиональной спецификой: гиппокамп, часть мозга, которая отвечает за ориентирование в пространстве, у них больше, чем у водителей автобусов. Это обусловлено тем, что автобусы ездят по одним и тем же маршрутам, а таксисты в каждую поездку ищут новый. Однако, когда таксисты уходили на пенсию, их гиппокамп уменьшался в размерах.

           Интересно, что при обучении новые способности возникают почти сразу, однако, чтобы нейронные связи стали прочными, нужно как минимум семь дней. Причем этого времени достаточно для человека любого возраста, хотя с годами скорость восприятия информации может снижаться. Нейробиолог Ричард Дэвидсон утверждает, что для закрепления новых знаний необходимо около получаса в день.

 

           Тренировать мозг? Можно и нужно

           Необычное направление для «прокачки» мозга создал и развил исследователь Лоренц Кац. Речь о нейробике. Такие тренировки основаны на смене шаблонов и включают в работу все пять органов чувств. Упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте. Например, начните день не так, как обычно. Поменяйте мелодию будильника и выпейте чай вместо кофе. Можно позавтракать в тишине, если привыкли делать это под музыку, или рассматривать пейзаж за окном вместо экрана компьютера. Другой вариант – попробовать выполнить привычные действия, но с завязанными глазами. Например, достать продукты из холодильника или застелить постель.

           О том, как еще можно тренировать мозг и поддерживать нейропластичность, и почему это важно, рассказывает врач-невролог Дарья Неклюдова:

           – Наш мозг состоит из нервных клеток – нейронов и их связей. Нейрон – совершенно особая клетка организма, она имеет многочисленные отростки. Некоторые из них могут достигать в длину одного метра! С их помощью нервные клетки соединены между собой и могут передавать друг другу информацию. Активнее всего нейроны производятся организмом в младенческий и подростковый период. В остальные годы жизни нейрогенез не прекращается, но проходит гораздо медленнее.

           Когда мы учимся, познаем, приобретаем новые навыки, то в нашем мозге на физическом и химическом уровне создаются новые нейронные связи. Изучение чего-то нового делает эти связи разнообразней, а нейрон более ветвистым, похожим на раскидистое дерево. Если случится беда и часть веток дерева сломается, то останутся другие, под которыми все еще можно будет укрыться от дождя или жаркого солнца. Таким же образом при повреждении одних нейронов, другие берут нагрузку на себя. Такое явление ученые назвали нейропластичностью.

Важно отметить, что новые нейронные связи образуются только при нерутинной деятельности. На необычные навыки мозг расходует большее количество энергии.

Дарья Неклюдова

            Секрет в том, что, чем больше мы знаем, умеем, тем выше мы поднимаемся по когнитивной лестнице. В старости образование нейронных связей происходит медленнее или прекращается. Случается, что разрушаются уже имеющиеся связи (как, например, при болезни Альцгеймера). В таком случае богатый когнитивный резерв позволяет мягче и незаметнее переживать потери.

           Важно отметить, что новые нейронные связи образуются только при нерутинной деятельности. На необычные навыки мозг расходует большее количество энергии. Наш мозг ленив. Он предпочитает совершать шаблонные действия. Ведь гораздо легче идти по проторенной дорожке в лесу, чем продираться сквозь ветки и колючки, формируя свежую нейронную связь, не правда ли? Но как мышцам для поддержания хорошей физической формы необходима ежедневная нагрузка, также и нашему уму необходимы когнитивные задачи. Поэтому так важно заставлять мозг работать. Он решает поставленную задачу и получает от этого удовольствие – вырабатывается дофамин – гормон счастья. А мы в качестве бонуса получаем когнитивный резерв.

           Безусловно, тренировка мозга – дело не одного месяца и даже не одного года. Заниматься этим нужно смолоду и всю жизнь.

           Итак, как же поддерживать нейропластичность – качество, которое так нужно для сохранения когнитивных функций?

           Для этого необходимы:

           – Достаточный сон. Во время сна мозг обрабатывает полученную информацию. Недостаток сна сказывается на обучении, памяти и пластичности мозга.

           – Физические упражнения. Замечена связь между систематическими аэробными нагрузками и улучшением когнитивных функций.

           – Изучение новой деятельности. Исследуйте! Готовьте новые блюда с необычными вкусами, добирайтесь до привычных мест новыми маршрутами, читайте книги, изучайте языки, учите стихи, попробуйте себя в каллиграфии, флористике и всем том, к чему лежит душа.

           – Когнитивная гимнастика (складывание/вычитание чисел в уме, игра в «слова», разгадывание кроссвордов или судоку).

           Сложно дать готовый рецепт для тренировки мозга, который подойдет именно вам. Для одного будет полезно научиться водить мотоцикл, для другого – начать танцевать контемпорари, для третьего – освоить новые компьютерные технологии. Важно, чтобы это были действительно новые знания и навыки, где вам не придется идти по проторенному пути, а еще – регулярность действий. И тогда, наращивая новые нейронные связи, ваш мозг всегда будет сохранять молодость и креативность!