Поделиться:

Детские писатели и детская литература сегодня

Подготовила Евгения Бахурова

Фото: из личного архива Светланы Кривошлыковой и Евгении Бахуровой

           Со Светланой Кривошлыковой, председателем Союза детских и юношеских писателей, членом которого я являюсь, кандидатом экономических наук, детским писателем, популярным автором сказок, рассказов, новелл и пьес, мы поговорили о современной детской литературе, а также обсудили, в чем польза писательских профсоюзов и может ли молодой современный автор стать известным.

           – Светлана, расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела в сегменте детской художественной литературы?

           – На начало 2020 года детская книга заняла 28% суммарного книжного оборота печатной книжной продукции России. Причем ежегодно рост продажи книг для детей составляет 8%, что опережает динамику развития российского книжного рынка. Сегодня наблюдается рост продаж книг-лидеров рынка и заметно снизился интерес покупателей к новинкам – продажи книг начинающих авторов упали. На мой взгляд, это произошло из-за ухода покупателей в интернет. Читатель стал более осторожен: или покупает то, что хорошо знает, или книги, которые находятся во главе рейтингов. Поэтому сегодня начинающему автору нужно приложить в разы больше усилий, времени, денег, труда, чтобы продать свои книги.

           – Есть ли прямая зависимость от степени продвижения автора в сети и его популярностью?

           – Конечно. Авторы, которые занимаются своим продвижением, все чаще принимают участие в онлайн-конференциях, онлайн-встречах, предлагают читателям видео на You-tube. Сейчас и многие издательства стали уделять больше внимания тому, как книги представлены в интернете – описание, фото, видео, начинают развивать онлайн-продажи. Таким образом, можно говорить, что литературное сообщество объединяется. Во многом этому способствовала пандемия и те ограничения, с которыми столкнулись все. В настоящее время работать на рынке стало сложно, а в перспективе без онлайн-продвижения будет просто невозможно. И издатели, и авторы это понимают. Ведь онлайн-читателей становится больше, и, если раньше это было привычкой, сегодня это уже устойчивая тенденция.

           – Мир меняется, меняется и читатель. Если говорить о темах, идеях и героях, которые сегодня больше востребованы у читающих школьников, – какие они?

           – Тут тоже наблюдаются определенные тенденции. Нынешние герои – реалисты, они не мечтают и не ждут, разрешают ситуации очень практично. Героини не ждут принцев на белом коне, они самостоятельные, деятельные, сами принимают решения и действуют. Кстати, героинь-девушек (девочек) стало больше. Но романы для девочек и истории о первой любви сегодня не пользуются популярностью. Востребованы книги на основе популярных компьютерных игр, фэнтези и фантастика. Книги с текущим социальным контекстом подросткам не интересны, они об этом читают сегодня в социальных сетях. По той же причине меньшим спросом пользуются энциклопедии.

           – Почему переводной литературы на нашем рынке больше, чем книг российских авторов? Наши не умеют писать?

           – К сожалению, современные российские авторы не могут закрыть все потребности рынка детской литературы в силу разных причин. Часто проблема в том, что они ориентируются на то, что считается классикой, пишут литературно, интересно, но отстало. А издательства, отбирая книги для подростков, ориентируются на мировые тенденции и, не находя подходящих текстов среди российских авторов, берут переводную литературу. Вторая причина такой тенденции – экономическая. Издательствам гораздо выгоднее купить права на готовую, уже проверенную и раскрученную историю, чем выуживать из огромного потока самотёка действительно качественные и интересные тексты. Но, тем не менее, они заинтересованы в российских авторах, просто ресурсы их далеко не безграничны, ведь в первую очередь издатель – это бизнесмен, и ему нужна не просто интересная история, а коммерчески выгодный проект. Во многом по этим причинам большая часть детских книг, представленных на российском рынке сегодня, – это переводная литература. На мой взгляд, эту тенденцию нужно менять. Нужно выращивать современных писателей до мирового уровня.

Одна из основных целей Союза – продвижение современных российских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов, сценаристов и мультипликаторов. И, несомненно, популяризация чтения. В эпоху электронных гаджетов – это очень насущный вопрос.

Светлана Кривошлыкова

           – Есть ли сейчас достойные авторы?

           – Конечно! И очень много! Только о них мало кто знает, потому что авторы или стесняются о себе рассказывать или не умеют, а издательства часто не занимаются продвижением начинающих писателей. Это коммерчески очень невыгодно.

           – Могут ли они стать известными, как в нашем детстве Михалков и Барто?

           – В советское время, несмотря на серьезную цензуру и другие моменты, писателям оказывалась существенная поддержка от государства. Тиражи, которыми книги печатались и расходились по всем уголкам огромной страны, исчислялись совершенно другими цифрами, нежели сейчас. И, конечно, их знали миллионы читателей. Поэтому детской литературе сегодня очень важна поддержка государства. А детским писателям – важна поддержка издателей. И, конечно, без личной колоссальной работы по продвижению известным стать практически невозможно.

           – Почему возникла такая мысль: создать Союз писателей? Какие цели преследовали?

          – Ситуация с засильем переводной литературы очень удручает. Ведь у нас очень много прекрасных и талантливых авторов. А хочется, чтобы дети читали больше качественной российской литературы. Узнавали не только о западных традициях, но, в первую очередь, о традициях и культуре той страны, где они живут. Поэтому одна из основных целей Союза – продвижение современных российских писателей, поэтов, художников-иллюстраторов, сценаристов и мультипликаторов. И, несомненно, популяризация чтения. В эпоху электронных гаджетов – это очень насущный вопрос.

           – Есть ли определенные бонусы, которые получает автор, вступая в Союз?

           – Мы предлагаем много возможностей для авторов. Например, организуем совместные конкурсы с издательствами, результатом которых может стать публикация книги. В настоящий момент у нас проходят: конкурс с издательством «Эксмо» по двум номинациям: «Детектив» и «Ужастик», конкурс с издательством «Лайвбук», готовится конкурс с издательством «РуДА».

           Также мы организуем конкурсы непосредственно от Союза: к примеру, конкурс для художников на лучшую эмблему и конкурс для поэтов и музыкантов по проекту гимна. Победителей ждет денежный приз. До 10 января идет конкурс для сборника рассказов «Веселые школьные истории», который будет проиллюстрирован и опубликован в издательстве.

           Кроме того, мы регулярно проводим для авторов онлайн-встречи с главными редакторами и директорами издательств. Это очень важная часть работы, поскольку авторы напрямую от первых лиц узнают о требованиях к рукописям, актуальных сериях и могут задать свои вопросы. Я очень благодарна Алле Безруковой (учредитель и главный редактор издательства «Совпадение») за ее помощь в организации и за проведение этих встреч.

           – Расскажите, пожалуйста, о команде Союза.

           – Поскольку для авторов Союза детских и юношеских писателей и кандидатов мы регулярно предоставляем различные возможности для самореализации, например, отбор текстов для четырех детских журналов: «Саша и Маша», «Чердобряк», «Вверх тормашками» и журнала «Ключ», то, конечно, без команды единомышленников такую работу проводить было бы сложно. У нас уже сформировалось свое конкурсное жюри. В него вошли и известный литературный критик Мари Москва, редактор Наталия Отто, литературный блогер Наталия Спехова и детский писатель Лилия Кандыбович. Я им очень благодарна и рада, что они поддерживают идеи Союза и помогают развивать детскую литературу сегодня.

           Недавно мы начали сотрудничество с киножурналом «Ералаш» и сериалом «Наши мамаши». Все это – великолепная возможность для авторов (и в первую очередь для авторов из регионов) быть опубликованными в крупнейших издательствах нашей страны, а также публиковаться на постоянной основе в журналах.

           За этот год мы создали школу для писателей и уже проводим обучающие курсы на платной основе и бесплатные вебинары.

           – Светлана, может ли современный автор пробиться сам или ему путь только в самиздат?

           – В самиздате нет ничего плохого, при условии, что автор идет по пути издательства: то есть отдает рукопись профессионалам – редактору, корректору, верстальщику. Дорабатывает рукопись, если ему это рекомендуют сделать. Сотрудничает с профессиональным иллюстратором. Разрабатывает самостоятельно систему продвижения книги или нанимает для этого специалиста. То есть готовит не просто текст, а книгу как полноценный проект. Качественный по всем параметрам и востребованный у потребителя продукт. Книги для детей должны быть не только интересными, но и с красочными иллюстрациями, привлекательной обложкой и тут, если говорить именно о детской литературе, вариант размещения на электронных площадках не подойдет. Детям нужна именно печатная книга.

           Конечно, при том огромном потоке, который приходит в издательства, очень многое должно совпасть, чтобы рукопись заметили. Но для этого надо точно также потрудиться самому автору: изучить рынок, серии, требования издательств, составить правильный синопсис и грамотное сопроводительное письмо. Многие мероприятия Союза направлены на то, чтобы члены и кандидаты Союза учились разбираться во всех этих тонкостях. Потому что мы стремимся к тому, чтобы наши авторы стали самыми лучшими и востребованными писателями.

           – Какие инструменты для продвижения авторов используются в Союзе?

            Что касается продвижения наших авторов, мы разработали целый комплекс мероприятий:

           1. Рецензии профессиональных литературных критиков

           2. Публикации статей авторов на канале Союза в Яндекс Дзен

           3. Публикации об успехах, конкурсах, вышедших книгах авторов на всех площадках Союза в интернете.

           4. Сотрудничество с книжными блогерами: отзывы, прямые эфиры, обзоры, интервью.

           5. Организация встреч с детьми в библиотеках и школах. У нас очень хорошо налажено сотрудничество с библиотеками по всей стране и мы продолжаем развитие в этом направлении. Живые и онлайн встречи с авторами, проведение совместных мероприятий, проект «Библиотекам в дар».

           6. Мы проводим фотосессии для наших авторов и организуем видеосъемку интервью.

           7. Подкаст «Сказкотворение» с членами Союза выходит каждую неделю.

           Хочу обратить Ваше внимание, что все эти мероприятия бесплатны для членов Союза. Кандидатам некоторые услуги предоставляются за символическую плату. Все подробности о мероприятиях, проводимых для авторов Союза, а также информацию о вступлении можно посмотреть на нашем сайте https://souzdetlit.ru С радостью ждем новых авторов в нашу дружную творческую семью!