Поделиться:

Владислав Кетов «Везде на планете чувствовал себя как дома!»

Беседовала Марина Чайка

Фото из архива Владислава Кетова

            Художник Владислав Кетов совершил невероятное путешествие – первое в истории буквально вокруг земли вдоль контура континентов! Практически весь маршрут – на велосипеде. Проект занял 21 год и 21 день, из которых 7 лет путешественник провел «в седле», проехав 169 тысяч километров через 96 стран, вокруг 4 континентов. Этот номер журнала сложно было представить без человека, который так хорошо знаком с миром.

            Земля – прекрасна!

            – Владислав Степанович, а как Вы понимаете это слово – «мир»?

            – На древнерусском языке оно писалось разными способами – от того, какая буква была в центре, зависело и значение. Было 7 вариантов. Для меня особо важны три: «мiръ» – окружающая Вселенная, «мїръ» – человеческая общность на планете и «миръ» – антитеза войне.

            – В одном из интервью Вы упоминали фразу «Мир женщины – это дом. Дом мужчины – мир»…

            – Не знаю, кто ее сказал, но мне нравится формулировка. Хотя женщины занимают сейчас более активную позицию, чем в те времена, когда эта фраза родилась, но как у продолжательниц жизни, у женщин, действительно, дом часто становится целым миром. А то, что дом мужчины – мир, я на собственной шкуре проверил. Везде чувствовал себя как дома. Земля – планета прекрасная, а мир очень дружественен и гармоничен.

            – Встречались места, где Вам хотелось бы остаться жить?

            – Да. Родился я на Урале, наверное, поэтому мне очень нравятся Аляска и Британская Колумбия. Практически наша природа, плюс люди более уважительно к ней относятся, берегут и сохраняют. В Испании впечатлила Страна Басков, пришлись по душе Норвегия и Адриатика. Правда, по Адриатике ехал в разгар войны. Человеческое безумие на фоне прекрасной природы особенно огорчало. Воюя, человек действует против жизни…

            – А какие страны самые гостеприимные?

            – Я не люблю делить мир по странам. Устраивают засады бюрократические системы, и сказать, что какое-то государство в этом плане отличается, не могу. Больше половины времени в пути у меня ушло на суету с бумагами: визами, разрешениями на въезд! К сожалению, часть населения Земли играет роль «раковой опухоли». Сейчас объясню. Жизнь, как велосипед, и устойчива только в движении. Либо развивается, либо деградирует. В любой живой системе развитие обеспечивает элитная группа, которая составляет от 2 до 8%. Остальные 90% – поддерживают существование системы. Если какая-то часть, называя себя элитой, обособляется и начинает перераспределять ресурсы в свою пользу, это не элита, а опухоль. С политикой часто именно так…Политическое устройство общества порой мешает сохранению и развитию жизни. А простые люди везде замечательные! Могу авторитетно заявить, проехав территории 96 стран! Я не встретил ни одного народа, который бы не считал себя самым великим и гостеприимным. И это правильно. Нет наций плохих, хороших, хуже, лучше. В каждом обществе есть и негодяи, и святые. Все люди на планете делятся всего лишь по одному признаку: либо человек живет своим умом и трудом, либо норовит пользоваться чужими ресурсами, паразитируя. Если встречаемся с представителями первой группы, то видим желание помочь, так как все нормальные люди нацелены на взаимопомощь. А проблемы всегда с теми, кто стремится доминировать. Мой контур есть на любой школьной карте

Жизнь, как велосипед, и устойчива только в движении. Либо развивается, либо деградирует.

Владислав Кетов

            – Почему в качестве маршрута вы выбрали именно береговую линию?

            – В 1983 году задал себе вопрос, а что если просто двигаться вдоль берега? И осознал, что береговая линия континентов – уникальный маршрут, позволяющий объехать по непрерывающемуся контуру почти всю населенную сушу (исключение – Австралия, Антарктида и острова). Достаточно пересечь Суэцкий, Панамский каналы и Берингов пролив.Это больше четырех кругосветок. Но путешествий вокруг «шарика» было много, а объехал землю вдоль береговой линии я первым в истории. Причем этот контур есть на любой карте!

            – Читала, что у Вас есть мечта повторить тот же маршрут на воздушном экологичном транспорте…

            – Точнее, сделать его более полным, облетев по контуру земли. Например, на электроквадрокоптере или летательной тарелке. И это не фантастика вовсе! Еще в 80-е годы один изобретатель создал такую «тарелку», но потом его патент перекупили и, как часто бывает, проект похоронили. У меня ведь Север остался неохваченным в полярной области, где нет дорог. Я проезжал по ближайшим к берегу дорогам, которые можно было преодолеть на велосипеде. Тогда у меня получилось ровно то, на что хватило сил, поддержки от государства я не нашел. Зато простые люди всегда помогали и подсказывали. Кому мог, в благодарность рисовал портреты. В пути сделал их тысячи и примерно половину из них – в подарок.

             – А как Вы общались, зная только русский язык?

            – Это вопрос о языковом барьере. Его нет! Когда задача – уехать в другую страну, чтобы жить, учиться и работать там, то вариантов нет, придется хорошо освоить язык. А если цель – просто проехать через какую-то языковую зону, то достаточно помнить два основных закона человеческого общения. Первый и главный: если двое хотят друг друга понять, они рано или поздно объяснятся. Если видите, что вас понять не хотят, то никакие знания не помогут. Второй закон – сугубо научный. В прямом человеческом общении без гаджетов, лицом к лицу словами передается не больше трети информации. На этом сейчас сошлись многие специалисты. Есть еще мимика и жесты, но это довольно узкие каналы. Кстати, жестами я вообще не рекомендую активно пользоваться, потому что в разных культурах они имеют разный смысл. И вы можете так влететь…Вплоть до летального исхода. Основной канал передачи информации – интонация. Вот простая иллюстрация: когда на дороге мне пытались устроить какую-то пакость, то ни секунды не задумываясь, рявкал на чистом русском, часто неформальном. И за все годы путешествий никто перевод не спрашивал! Внутренний голос вывел оттуда,где выхода нет.

Когда ты один на один с собой и без поддержки, приходится опираться в основном на внутренний голос. Но он слышится только тогда, когда человек максимально расслаблен и спокоен.

Владислав Кетов

            – В путешествии помогала интуиция?

            – Да, и случаев таких вагон и маленькая тележка. А, может быть, даже целый эшелон! Когда ты один на один с собой и без поддержки, приходится опираться в основном на внутренний голос. Но он слышится только тогда, когда человек максимально расслаблен и спокоен. Это состояние похоже на медитацию, и именно в нем получаешь подсказки. Без них я и не доехал бы, наверное. Один из показательных случаев – как нашелся колодец в Южной Анголе. Вообще-то я оттуда не должен был выбраться живым…Когда показал специалистам место, где вышел, они изучили карту, помолчали, а потом рассказали мне, что раньше у местного правительства именно там был концлагерь. Без заборов. Все местные знают, что выйти из этой местности невозможно. Ответил: «Извините, не знал!». Представьте, сухой сезон, плато 1000 метров над уровнем моря, местность превратилась в пустыню с пересохшими реками. Чтобы выжить, я должен был находить воду. Сначала искал по следам животных: все звери знают, где остаются последние лужицы и от рек. Однажды шел по следам. Вдруг они пошли не вниз к руслу, как обычно, а вверх, и на камнях закончились. Я устал и решил уже разворачиваться, но внутренний голос сказал: «Иди!». Впереди была каменная гряда, и разум уговаривал вернуться. Но я пошел. Вышел почти на самый верх и снова засомневался в своих действиях. Голос настаивал: «Иди!» Я еще немножко прошел и чуть не упал… в колодец! Он был практически замаскирован и никак не обозначен на местности. Его можно было увидеть, только подойдя на расстояние 1-2 метра. И это был совершенно странный колодец, сделанный в скале: 8 метров до воды, гладкие стенки. Будто инопланетяне смастерили! Вот так я и вышел из этой пустыни, слушая внутренний голос. Интересно еще, что страха совсем не было. Шел дней десять, на четвертый даже удивился, почему не боюсь. Умом прекрасно понимал, что шансов выйти живым очень мало, но решил, что, если страха нет, просто необходимо спокойно двигаться дальше.

            – Невероятная история! А расскажите еще, как Вы писали иконы для восстановления православного храма в Марокко. Как так получилось?

            – После окончания Гражданской войны в России, в Марокко (тогда французской колонии) сформировалась достаточно большая община из русских моряков и их семей. В городе Рабат эти люди построили храм. Потом он пришел в упадок, и как раз, когда я проезжал там в 93-м году, строение ремонтировали. Храм стал чистый и опрятный, но пустой. Настоятель использовал вырезки из журналов с иконами, чтобы хоть как-то оживить стены. А поскольку я на четыре с половиной месяца завис в Марокко из-за бумажных проблем, предложил свою помощь и с благословения настоятеля написал четыре иконы.

            – Теперь все эти истории будут жить в Вашей книге. Как идет процесс работы над ней?

            – Книгу активно пишу. Она условно разбита на тетради, всего их должно быть 12. Сейчас разбираюсь с первыми пятью. Уж очень много материала накопилось! 13-я тетрадь будет мировоззренчески-философской с моими ответами на вечные вопросы. Всегда понимал, что раз люди путешествуют тысячи лет и не прошли самым очевидным маршрутом, я должен это сделать. Думаю, мне это спустили «сверху», раз я смог осознать этот контур вокруг земли. Проект, как мог, осуществил, теперь должен об этом рассказать. До книги рассказывал выставками. Самая большая состоялась в Русском географическом обществе. Что показать – у меня есть, я всегда готов приехать, если пригласят. А еще есть большая мечта – собрать всех, кто мне как-то помог, устроить большую тусовку с выставкой, чтобы люди, которые предоставили мне, к примеру, ночлег или бутылку молока, увидели, какой проект в итоге получился. И хоть как-то их отблагодарить.