Пока я рядом. Успешное взаимодействие с детьми.
Текст: Евгения Бахурова
Фото: Юлия Мазанова
Как суметь объяснить ребенку, что важно жить правильно, по совести, уже сейчас? В детстве мир выглядит несколько иным: он ярок, красочен, загадочен и дружелюбен. Глядя на мир широко раскрытыми глазами, пробуя его на вкус, оценивая мельчайшие детали образов и запахов, ребенок чувствует себя и счастливым, и потерянным одновременно. Все новое пугает. Как же быть? Как жить? Как жить правильно? Вы не задумывались, что дети тоже задают себе эти вопросы?
Abovo, или С самого начала (лат.)
С детства мы долго и упорно повторяем ребенку: не забывай мыть руки перед едой, не садись в машину к незнакомцам, не разговаривай с чужими людьми на улице. Повторяем неоднократно, с чувством заботы или (уже) усталости, потому что видим, что ребенок нас не слышит или не хочет слышать. Почему? Потому что он еще живет в своем мире. Это не мир терроризма и болезней — об этом наши дети могут пока и не знать. Любящие родители стараются максимально оградить свое чадо от ужасов реального мира. И я считаю, что такая позиция верная. Ведь мир ребенка пока еще очень хрупок. В нем нет четких ориентиров в пространстве и времени, его вселенная довольно ограничена в плане охвата пространства. Но в этом и есть прелесть детского мировоззрения. Особенно, если детей окружают любящие их люди, готовые предупредить, пожалеть и понять.
А слышат ли?
Мы можем повторять свои просьбы, которые порой перерастают в призывы или даже в требования, бесчисленное количество раз, успокаивая себя всем известной истиной: «Повторение — мать учения». Без сомнения, ребенок нас слышит, но мы не всегда можем быть услышаны. Так происходит в силу различных причин: недоверие или неполное доверие к родителю, неготовность принять факт действительности как данность, обычное детское сопротивление авторитету взрослого («Вот не хочу мыть сейчас руки и не буду!»). С подобного рода девиантным (отклоняющимся от норм) поведением приходится сталкиваться всем без исключения родителям, и я не поверю, если вы сейчас думаете: «А вот у меня идеально послушный ребенок, он себя так не ведет!»
Без сомнения, ребенок нас слышит, но мы не всегда можем быть услышаны.
Такой разный, но все же опыт
Как ни парадоксальна человеческая природа, но наши дети продолжают учиться лишь на своих же собственных ошибках, как учились и мы в свое время. И только на своих ошибках. Родители могут с пеной у рта доказывать или рассказывать своему чаду очередную непреложную истину или пытаться донести (читайте: «навязать») принятую в обществе модель поведения. Но как бы не так. Ребенку просто так ничего не навяжешь. Даже если он согласится, сначала он все равно оценит человека или ситуацию сквозь призму своего доверия. Доверяет — может послушать. Не доверяет — будет иначе. Или же запускает излюбленную игру: подергать родительские нервы, как струны расстроенной лютни. И так увлекательно: а что он/она скажет, если я поведу себя так? Или вот так? Ага, она улыбается — в копилочку опыта. Ага, сердится — тоже в копилочку.
С высоты взрослого
Как часто родителям хочется поделиться опытом (что они, собственно, и «нещадно» делают). Соломки, опять же, подстелить. Накормить повкуснее и одеялком прикрыть потеплее. А вы не замечали, что детям зачастую этого не нужно? Им не нужна такая гиперопека. Некоторых это может и попросту раздражать, в чем и будут выражаться протесты, отказы, непослушание. Позицию родителя понять можно: нам дитя заранее жалко (даже если еще ничего не произошло) и мы, как «умудренные жизненным опытом» граждане, невольно переносим на ребенка свои страхи, сомнения, опасения и неуверенность. Но было доказано, что настроение одного члена семьи, как ОРВИ, по воздуху передается и всем остальным ее членам. Поэтому аккуратнее с воздушными флюидами.
Давайте стараться контролировать свои эмоции и позволим детям исследовать этот мир в пределах разумного, того, что в действительности не угрожает их жизни. Идти рядом, но не вместо, ведь в этом и есть ценность пути каждого из нас.