Поделиться:

Душа Грузии

Текст: Антонина Донцова

Фото: Vazha Fruidze

Наша машина остановилась в лесу. С одной стороны – огромные сосны, с другой – бескрайнее море. И темнота. Приехали. Здравствуй, Шеквитили, – место, название которого трудно запомнить среднестатистическому русскому с первого раза. Отсутствие ночлега. Море. Лес. Дети. Тьма. Грузия.

Через полчаса вернулся супруг. Нас согласились приютить в новом, еще не начавшем полноценную работу отеле. «SEA LINE» – гласила надпись над входом. Сегодня Грузия встречает миллионы туристов из разных стран мира, но то, что курорты облюбовали преимущественно русскоговорящие люди, далеко уже не секрет. Здесь никто не охотится за тобой с дубиной, не протыкают колеса, не стреляют, не смотрят косо и всегда говорят: «Брат». У входа нас встретил хозяин отеля.

– Мы к вам на пару дней, – резко отрезала я, так как у меня были совсем другие планы на заселение с маленькими детьми, мы рассчитывали на отдельный коттедж.

– Вы располагайтесь, а там посмотрим, мы рады вам, – с улыбкой отозвался Давид.

 Через полчаса я начала злиться:

– В номере нет горячей воды!

 – Сейчас решим этот вопрос, – опять искренне улыбнулся мне хозяин.

– А пока идите ужинать, мы уже накрыли. Простите, что так скромно.

Пока мы угощались домашним сыром, свежими овощами и вином, из соседнего поселения приехали сантехники (а время было уже к полуночи) и в нашем номере появилась горячая вода, запуск которой, как оказалось, был запланирован на утро.

Впоследствии фраза «Сейчас решим этот вопрос» стала девизом всего нашего пребывания в Грузии. Иногда нам казалось, что даже самые неразрешаемые ситуации распутывались, а самые нереальные просьбы выполнялись.

Время от времени Давид не брал с нас плату за ужин, всегда угощал вином, которое делает его старенький папа на другом конце этой щедрой страны, и всячески старался обеспечить нам комфорт. Через два дня я решила: «Остаемся здесь до конца отпуска».

 – Давид, – пытался учить хозяина отеля мой муж. – Так бизнес не ведут! Ты почему угощаешь нас бесплатно?

– А как же с вас взять деньги? Вы же хорошие люди.

Хороших людей в отель заселялось все больше и больше, а само здание и территория буквально в считанные дни приобрели завершенный вид, который дополнял «вечное море» из окон постояльцев. Секрет грузин в том, что они практически ничего не делают в одиночку. Если бизнес – то семейный. Мы успели подружиться не только с Давидом, но и с его братом Тимуром, который также является полноправным хозяином гостиницы. Познакомились с женой Тиной, сыном Важей, племянниками Спартаком и Паатой, и даже внуком Люкой, который, не понимая ничего по-русски, стал верным товарищем моего маленького сына. Наш четырехлетний Саша также завел дружбу с добродушным пожилым Котэ (Костей), да такую, что они даже перезваниваются. Кстати, в Грузии с особым трепетом относятся к детям.

Не удивляйтесь, если вдруг к вашему ребенку приблизится незнакомый человек и поцелует его в макушку или обнимет от всей души. Это не маньяк. Просто человеку очень захотелось прикоснуться к детству, которое здесь, как и старость, в почете.

 Со своей стороны, я испытывала тоже весьма теплые, даже детские чувства. Я смотрела на хозяев отеля, и мне хотелось их обнять. Настолько искренними, интересными и радушными были эти люди. Хотя вне «сезонной» жизни у них были высокие должности, престижные работы, научные степени и почетные регалии.

Бог наградил этот народ восхитительной природой. Наверное, каждый день, глядя на такую красоту, сердце априори не может быть злым.

Антонина Донцова

Бог наградил этот народ восхитительной природой. Наверное, каждый день, глядя на такую красоту, сердце априори не может быть злым. Удаляясь от моря, путешествуя по горным дорогам, ты замечаешь бросающуюся в глаза чистоту и аккуратность бедных деревенек. Даже разрушенные дома разрушены, казалось, как-то гармонично. Но если ты заблудился, остался без ночлега, будь уверен, что обязательно найдется тот человек, который пригласит тебя в свой дом. Здесь никого не бросают в беде.

Конечно, эта сердечная любовь присуща более старшему поколению. Для них мы почти родные, носители одного языка.

– Пусть там, наверху, решают и воюют, – слышали мы не раз. – Нам с вами нечего делить. Вы наши братья.

А вот молодые люди уже более европеизированные. В большинстве своем они не знают русского языка, и изъясняться с ними приходится на английском.

Но наряду с людьми в этой стране ведут свое полноправное существование… коровы. Они везде. Если вы собрались путешествовать по Грузии на автомобиле, запомните одно правило: законы на дороге устанавливают эти рогатые существа. Они могут ходить, лежать, кормить телят на федеральных трассах, гулять по пляжам, забредать на территории отелей, жевать то, что жуется, и жить в свое полное удовольствие. Коров трогать нельзя. Нежелательно трогать и бездомных собак, которые порой очень крепко дружат с людьми и заводят себе по нескольку хозяев, питаясь то с одного, то с другого стола. В Грузии все живое: природа, зверье, люди – представляют собой некую единую систему, которая весьма самобытна.

 И немного о политике. Тут нельзя давать взятки. Совсем. Сядете оба. Как-то мы услышали от одного человека: «Единственное, за что мы благодарны Саакашвили, так это за то, что на средних ступенях у нас полностью устранена коррупция». В остальном, конечно, к бывшему президенту многие из встретившихся нам относятся неоднозначно.

 Уезжали мы из Шеквитили со слезами на глазах. Вспомните те эмоции, которые вы испытывали, расставаясь с друзьями из пионерских лагерей. За 17 дней мы стали практически родными с этими удивительными людьми. Настолько привыкли, что можно жить и не лгать. Можно ничего не ждать взамен, если сосед попросил тебя о помощи. Можно растворяться в друге всем сердцем. Можно положить жизнь за свою семью, если это потребуется. Жить просто. Любить сильно. «Диди мадлоба»*, Грузия! Мы еще встретимся. В мире

*Большое спасибо.