Текст: Анастасия Карташова
Некий старец в монастыре ругает послушника: «Что ж ты все время болтаешь? Я тебе говорю — молчи, а ты только и знаешь, что болтать!» Юноша чуть не плачет: «Отче, да я же рта не открываю, за весь день ни единого слова не вымолвил!» — «Нет, болтаешь!» — стоит на своем старец. Прошел год. Однажды подходит к послушнику отче и хвалит: «Молодец, сегодня хорошо молчал!» Инок в недоумении. «Да ведь я сегодня только и делаю, что разговариваю — и по тому поводу пришлось, и по тому…» — «Это ты устами говорил, а ум твой пребывал в благоговейном молчании, не мешая сердцу молиться. И потому через тебя Святой Дух мог действовать. А раньше ты уста-то смыкал, да от болтовни помыслов твоих у меня в ушах гремело, так что и сам в свое сердце Господа не впускал, и мне вдобавок мешал всячески».
Пример из монашеской жизни
Пожалуй, именно так можно описать опыт моего первого молчания. Совсем недавно мне довелось пройти курс личностного развития «Искусство жизни», который был посвящен молчанию. На протяжении трех дней все участники должны были проникнуться этой практикой. По мере возможности мы не пользовались телефонами, социальными сетями, не читали книжек. Телевизор также был исключен. Мы не разговаривали друг с другом. А все свободное время гуляли в одиночестве. Я честно выполняла все пожелания, но удивлялась, что учитель курса постоянно повторяла: «Кто еще не начал молчать, у вас есть уникальный шанс сделать это прямо сейчас!» Я думала: «Все и так молчат. Я же не произнесла ни слова!» Но в моей голове бурно решались проблемы всего человечества, не только мои. Когда же курс подошел к концу, я поняла, что молчать — это не просто не произносить ни слова.
Молчать — это не просто не произносить ни слова.
Анастасия Карташова
Так что же такое обет молчания?
Будучи распространенным во многих религиях, он относится к священным обетам, которые могут различаться по продолжительности и своей значимости. Обет молчания может длиться от нескольких секунд до нескольких десятилетий. Известные в православии Оптинские старцы часто напоминали о благоразумном молчании и предостерегали от бесконечных разговоров. В Православии это начало очищения души. Но внешнее молчание не всегда безгрешно. Если, не произнося ни слова, человек продолжает пустословить в своих мыслях, то все это оказывается бесполезным. Русская подвижница Вера Молчальница хранила обет молчания 23 года. Серафим Саровский был в затворе около пятнадцати лет, после чего начал принимать людей, исцеляя их от болезней. Что же касается буддизма, то тибетские монахи, известные своей спокойной, размеренной жизнью и отказом от контактов с внешним миром, считают, что все люди суетливы. Они уверены, что понять высший смысл можно лишь будучи терпеливым. Более того, считается, что, избегая пустых разговоров, можно обойти множество болезней. В Исламе как такового обета молчания нет. Для мусульман молчание отделяет человека от греха, а также является преградой от всего дурного. «Всевышний сотворил нас с двумя ушами, чтобы мы больше слушали и одним ртом, чтобы меньше говорили». По одной из легенд, прежде чем сказать что-то, нужно это просеять через три сита: правды, доброты и необходимости. Если в том, что хочешь сказать, нет ни доброты, ни правды, ни пользы, зачем тогда говорить?
Молчание — золото. Когда мы молчим, наш разум постепенно успокаивается. И лишь после этого мы можем действительно слышать, видеть и чувствовать.