Цел ли ты?
Беседовала Анастасия Карташова
Фото: со страницы dr.kotov.v
Осознанный. Целостный. Зрелый. Каждый из нас стремится сделать свою жизнь лучше, краше, богаче, успешнее. Это модно. Но это ли наше истинное желание?
На эту тему мы пообщались с Виталием Котовым, врачом-психиатром, активно изучающим тему целостности и зрелости личности.
– Целостность – некий механизм, необходимый для созревания личности, – рассказывает Виталий. – Если ты успешный и богатый, то это далеко не значит, что являешься зрелым. И чаще в обществе мы встречаем незрелых людей. Последствия незрелости, к примеру, в бизнесе ведут к деструктивному управлению, когда кидают ноутбуки в сотрудников, кричат матом и считают это абсолютной нормой. Да, человек имеет деньги, но разве он зрелый? Ну, не сказать. Также и в личной жизни. Один из постоянных исходов – это развод. Спрашиваешь: «А почему вы развелись?» – «Мы не подошли друг другу». И это так просто, как будто ты говоришь: «Телефон мне не подошел, пойду поменяю!».
Последствия незрелости, к примеру, в бизнесе ведут к деструктивному управлению, когда кидают ноутбуки в сотрудников, кричат матом и считают это абсолютной нормой.
Выделяют несколько механизмов, влияющих на созревание личности. Это генетика, на которую все привыкли сваливать все беды и неудачи, но от которой, согласно многочисленным исследованиям, зависит всего 4 %. Большее влияние оказывают родительские послания, механизмы адаптации через копирование и стратегии преодоления. Также сильно на нас воздействует общество, в котором, кстати сказать, сейчас довольно сложно стать зрелой и сформировавшейся личностью.
Почему? Потому что многое очень легко получить, есть уйма вариантов выбора, и все очень доступно.
– Зрелые люди встречаются. А если они зрелые, значит, целостные. Больше таких людей среди старшего поколения. Почему? Потому что не было огромных потоков информации, которая может быть доступна за секунду. Не было такого, когда все двери открыты. Наши родители жили немножко в других условиях. Они зрели, потому что «стратегии преодоления» срабатывали. То есть не было вариантов. Наши отцы шли и работали смену по 12 часов. А сейчас мы можем спокойно уйти, к примеру, на «фриланс». Но такие вещи не дисциплинируют. Образование стало поверхностным. В наши дни зреют меньше, поэтому мы видим большее количество разводов, высокую замотивированность и большие амбиции, но при этом поверхностное познание чего-либо, от чего доля низкоквалифицированных специалистов значительно выросла. Число новых ответвлений растет, к примеру, всевозможные вариации йоги, где есть некий культ саморазвития и где взращивается ЭГО в геометрической прогрессии. Ведь суть данных культов – это саморазвитие и самость, которые являются центром занятия. Самость и ее центризм деструктивны для общества, самость рождает снижение важности своих сородичей. Более того, сейчас открыты все окна Овертона *.
Сейчас общество навязывает человеку некие тренды. И зачастую эти тренды отдаляют нас от осознанности. К этим модным веяниям можно отнести вседозволенность, необходимость получить результат и эмоции прямо сейчас, простые схемы в решении каких-то вопросов, когда мы ищем прямые зависимости действий и результатов, что не всегда срабатывает, увлечение эзотерикой, а также искаженное понятие свободы.
– Если спросить, к примеру, сотню школьников, что такое свобода, многие процитируют модного Канта: «Свобода моя заканчивается там, где начинается свобода другого». Получается, тогда я могу, сидя в общественном месте, употреблять какой-то наркотик, я же не буду нарушать свободу другого человека. Ведь так? А что, если свобода – это тогда, когда я выбираю что-либо бесстрастно? То есть я выбираю себе телефон, чтобы звонить. Не чтобы быть круче кого-то, а выбираю по прямому его назначению. Что такое страсть? Давайте рассмотрим этимологию этого слова. От греческого – это «страдать». То есть я выбираю без страдания. Если рассмотреть свободу с этой позиции, то она окажется более всеобъемлющей. Выбирать без зависимости, без страсти, быть может, это намного ближе к свободе?
Все чаще нам становится важным показное, мы хотим выглядеть, а не быть. Поэтому все реже испытываем спокойствие и счастье.
– У каждого человека есть внутренний эталон. И чем дальше мы от него отдаляемся, тем больше невротизируемся. Если я буду обращать внимание на внешнее и буду находиться в вечной погоне за материальным или тем, что диктуют нам тренды, то я буду отдаляться от своего внутреннего эталона. Как ослик, которому вешают морковку впереди, он бежит-бежит за этой морковкой, потом ее убирают, он засыпает. И сколько таких морковок я буду воспринимать как «свои»? То есть как долго это внешнее меня будет отдалять от того внутреннего эталона?
Так что же делать, чтобы начать этот путь к целостности и зрелости?
– Понуждать себя. Осознанно отказаться от того, что тебе доступно. И посмотреть, что с тобой будет. Делать добрые дела. Кстати, бабушку через дорогу перевести – это не доброе дело. Еще и сфотографироваться, и выложить в социальную сеть. Ведь добродетель – это когда ты понуждаешь себя. Когда ты жертвуешь деньги, а тебе жалко, потому что они были у тебя последние, но ты их отдаешь. И когда ты все чаще начинаешь понуждать себя, то потом ты понимаешь: то, что считал раньше добрыми делами, это абсолютная норма.
Быть уязвимым. Мы привыкли: «Я классный, сильный, мощный». А если сказать: «Слушай, но я реально не знаю, как это сделать». Признать то, что не знаешь, чтобы узнать – это великая сила.
Быть осознанным. Мы все можем что-то делать. Но необходимо останавливаться и думать: «Ага! Для чего я это делаю? Какая причинноследственная связь? Есть какая-то выгода? А выгода хорошая? Или страстная? Ага. Страстная. Тогда надо ее изменить».
Быть ответственным. И это не про ту ответственность, когда «я запланировал, я сделаю». Это ответственность перед целым поколением существующих рядом людей, перед близкими. Нужно быть тотально ответственным за все происходящее вокруг. В том числе за то, что ты произносишь. Ведь то, что мы говорим, и о чем шутим изо дня в день, через некоторое время становится нашей реальностью. Как сказал Мартин Хайдегер, «Язык – храм бытия».
Смотреть внутрь себя.
Возможно, это будет непросто. Но оно того стоит. Меняйте контекст. И тогда изменятся и внешние обстоятельства. Растите, зрейте и наполняйте жизнь чем-то действительно стоящим.