Поделиться:

Дистант. Такие разные мнения.

Подготовила Евгения Бахурова

Фото: Pixabay

           В условиях обрушившейся на мир пандемии-2020 все учебные заведения и обучающиеся были переведены на дистанционное обучение. И педагоги, и дети, и их родители были вынуждены приспосабливаться к новой реальности. Если раньше возможность дистанционного обучения в школе была выборной опцией обучающихся, находящихся на семейном обучении, то весной этого года дистант пал на наши головы и стал неизбежной основой образовательного процесса. Как восприняли новые реалии ученики и их родители? Что думают об этом педагоги? Как выживать и как, собственно, реагировать? Каковы перспективы дальнейшего внедрения и развития дистанционного обучения в России?

           Как все начиналось

           Я помню, когда в марте объявили о «всеобщей дистанционной мобилизации». Возникло ощущение, что мир разделился на «до» и «после». Недоумевали учителя. Плакали дети. Возмущались родители. И всё это на фоне постоянно растущих показателей заболеваемости в стране и мире. СМИ лишь нагнетали обстановку, и вместо того, чтобы запустить хотя бы пару материалов в помощь родителям, образовался некий информационный вакуум. Нет, было несколько статей от психологов на тему «Чем заняться дома с детьми на самоизоляции?», но возникало ощущение, что писали их люди, которые детей видели только изредка и издалека. И ни слова об образовательном процессе. А от этого самого образовательного процесса осталось лишь название.
           
           То, что происходило по ту и эту сторону экранов планшетов, телефонов, компьютеров, порой доходило до абсурда и вызывало взрыв эмоций… А если школьник в семье не один? Двое, трое… Дети с особенностями развития… Дети, запертые в крошечных квартирках с другими членами семьи, тоже находящимися в стрессе… Как это было? Пусть об этом нам расскажут сами родители.

           Оксана, 38 лет, г. Москва, многодетная мама особенных детей, воспитывает детей без отца. Миша, 11 лет, Маша,7 лет, Матвей, 5 лет.

          «К началу ДО у меня в семье был школьник с ЗПР (задержка психо-речевого развития) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и два дошкольника с заключениями психолого-медико-педагогической комиссии. Всем детям требовались занятия со специалистами. В доме на тот момент был только старый планшет и мой телефон. Батарейка планшета выдерживала три урока. Оставить детей наедине с планшетом или телефоном нельзя! Сразу лезут в интернет. Я сидела все время рядом, а домашние дела стоят, отойти нельзя. Старшему сыну с СДВГ вообще противопоказаны гаджеты, приходилось контролировать его руки, потому что ему тяжело сдерживаться. Нервничала я, нервничал сын. После окончания уроков от перевозбуждения у всех «сносило крышу» и летали вещи по квартире.

           При этом, пока идут уроки у старшего, младших детей нужно было чем-то занять, чтобы не шумели, ведь старшему и так сложно сосредоточиться. В результате младшие сидели в обнимку с мультиками весь день. К обеду все было измотаны. А после обеда у младших онлайн занятия со специалистами. Если дочка еще как-то слушала, хотя и не всегда понимала, чего от нее хотят, то младший просто вставал и уходил, отказывался заниматься онлайн. Детям с СДВГ психолог вообще категорически не рекомендует пользоваться гаджетами, они и так эмоционально нестабильны. Плюс детям с ЗПР очень важна социализация, а они были этого лишены. Если бы все мои дети на тот момент были школьниками, можно было бы смело стреляться».

Ребенок, находящийся дома, подвержен воздействию многих отвлекающих факторов. От него требуются особые усилия для того, чтобы процесс познания был столь же результативным, как и в условиях очного обучения.

Алена Голзицкая

           Анна, мама пятиклассницы Ксении, в вопросах принципов реализации образовательного процесса называет себя «старовером» и придерживается традиционного подхода к этому вопросу.
         
          «Мое «староверческое» мнение: обучение онлайн – это суррогат, методичка, раскрыть суть которой должен родитель, и у него должно быть для этого время, универсальное образование, так как ребенок при сегодняшнем темпе обучения и нагрузке самостоятельно не справится с поставленной задачей. Родитель играет роль тьютора в этой системе обучения, школа дает лишь примерные направляющие, вещая в эфире по три получасовых урока в день».

           Алена Голзицкая, психолог и психотерапевт, научный сотрудник Психологического института РАО, подтверждает, что учиться онлайн сложно, и если обучающиеся старшей школы в силу возраста уже имеют какие-то навыки самостоятельности, то про детей начальной школы говорить в таком ключе еще рано.
           
          «Дистанционное обучение может быть очень сложным процессом, особенно для детей младшего школьного возраста. Если на традиционном уроке создаются условия, позволяющие ребенку удерживать внимание, быть сконцентрированным на материале и минимально отвлекаться, то в процессе обучения онлайн обстоятельства совсем иные. Ребенок, находящийся дома, подвержен воздействию многих отвлекающих факторов. От него требуются особые усилия для того, чтобы процесс познания был столь же результативным, как и в условиях очного обучения».

           Солидарны с мнением психологов и учителя.Марина Ульянова, учитель истории и естествознания средней общеобразовательной школы, делится своими впечатлениями от дистанционного метода обучения:

           «Начальная школа – это полная вовлеченность родителей в процесс обучения. Дети не владеют техникой и самоорганизацией в той мере, которая нужна для самостоятельного ДО. Мой личный негатив связан даже больше с технической стороной процесса. Понятно, что все экстренно переходили в онлайн и сети не выдержали, но начальная школа в любом случае самостоятельно с онлайн-обучением не справится. Там без родителей никак. А родители тоже люди и тоже работают. А если еще в семье всего один ноутбук на всех, и работает на нем кто-то из взрослых? Да и вообще, ребенку с экрана телефона смотреть презентации или принимать участие в конференции очень сложно».

           С ней соглашается и учитель-логопед столичной средней общеобразовательной школы Ксения Беленкова:

            «Чем старше ученик, тем уместнее говорить о ДО. Начальная школа – самое уязвимое место. По своему опыту могу сказать: провести занятие в сети намного затратнее, чем при живом общении. Выходя с обучающей платформы, в прямом смысле вытираешь пот со лба. Удерживать внимание сетевых учеников начальной школы – огромный труд! 

           Важен еще и технический аспект: если ДО организовывается в городе, где нет проблем с интернетом, где все школы, учителя и ученики на том уровне жизни, что могут позволить себе гаджеты для каждого члена семьи – там обучение онлайн может проходить успешно. В других местах все сводилось к рассылке домашних заданий по почте и не было «zoom-уроков», когда возможны вопросы и ответы и живое общение учителя с учеником. Прок от такого обучения сводится к нулю, это становится чистым самообразованием».

Начальная школа – это полная вовлеченность родителей в процесс обучения. Дети не владеют техникой и самоорганизацией в той мере, которая нужна для самостоятельного ДО

Марина Ульянова

           Смежной точки зрения с педагогом в вопросе вынужденной полной вовлеченности родителей в большинстве своем придерживаются и сами родители.

          Анастасия Пикина, мама сына 6 лет и дочери 8 лет и учитель начальных классов, проживающие в США, штат Калифорния, рассказывает о плюсах и минусах дистанта за рубежом, с которыми им пришлось столкнуться.

          «Среди минусов главным считаю следующий: большая часть ответственности ложится на плечи родителей, особенно, если речь идет о младших школьниках. Теряется связь учителя и ученика. Дети разучиваются коммуницировать друг с другом. Но есть и значимые плюсы: можно больше успеть, так как есть возможность идти в своем личном темпе. На дистанте нет явной конкуренции между детьми. В семье царит более спокойный эмоциональный фон. Да и утром бежать никуда не надо, что немаловажно!»

           Есть среди представителей родительской общественности и те, кто видит в онлайн-обучении и определенные бонусы для ребенка, которые могут явно пойти ему на благо.

           Лилия, 49 лет, г. Москва, сын Дима, 11 лет.

          «Для меня ДО – это повод улучшить успеваемость сына. Учителю сложно объяснить новую тему за 20 минут онлайн-урока. Родителю все равно нужно садиться за учебники и досконально самому разбираться в теме. Хорошо, если ты сам хоть что-то понял… Десятилетние дети на онлайн-уроке радуются тому, что успели записать все за учителем. Где тут понять, о чем шла речь? И вся нагрузка идет на родителей. Объяснять приходится за учителя. 

          И, соответственно, уроки ребенок потом делает под присмотром родителя. А так как уроки они делают вместе, то и оценки улучшаются. В этом определенный плюс. Но если уроков много, а компьютер в семье один, то родителю выгоднее сделать что-то за ребенка, чтобы только поскорее сесть наконец за свою личную работу. Поэтому формально дети начинают повышать свой средний уровень, в табеле, но на деле учатся больше все же родители».

          Молодые и прогрессивные родители, подобно Галине Евтеевой, преподавателю иностранного языка и маме двух дочек из Москвы, придерживаются вполне себе позитивной и оптимистичной точки зрения касательно повсеместного внедрения ДО:

          «Мое мнение – за дистанционным обучением будущее. Ведь это же так удобно! Заниматься можно из любой точки мира и необязательно пропускать занятия, можно даже посмотреть их в записи, да и вообще – семья может вообще перебраться жить в теплые края, не жертвуя престижной школой. Выбор педагогов и других видов дополнительного образования перестает ограничиваться радиусом 5 км, можно заниматься со специалистом с другого конца земного шара. 

           Минус вижу только один: ДО подходит скорее для усидчивых детей, мотивированных на занятия и понимающих, для чего их усадили перед монитором. Как мама, я тоже «за» ДО: моя дочка благодаря карантину освоила то, на что из-за нехватки времени раньше не доходили руки: вокал, ментальная арифметика и театральная студия».

           К ней присоединяется Ольга Камышева, мама семиклассницы Дарьи, детский писатель и моя коллега в мире художественной литературы из г. Череповец:

          «Ничего кардинально страшного и неприемлемого в ДО не вижу. Ведь есть семьи, где дети на семейном обучении, и это нормально. Плюс ДО для меня в том, что я собственными глазами вижу, где есть какие-то проблемы или пробелы в знаниях у моего ребенка, и могу оперативно это решить и помочь ей разобраться. Также ДО – это отличная возможность наладить (если он был нарушен) или поддержать контакт с ребенком, вникнуть в его проблемы, страхи, переживания. Помочь, поддержать, направить».

Выходя с обучающей платформы, в прямом смысле вытираешь пот со лба. Удерживать внимание сетевых учеников начальной школы – огромный труд!

Ксения Беленкова

            А дети что?

           У школьников тоже сложилось свое личное мнение о дистанционном обучении. Вот что говорят сами дети:

           «Мне нравится дистанционка. Там легче зарабатывать хорошие оценки, задания интереснее, чем в школе. Не нужно вставать так рано. Не надо идти в школу, можно просто включить компьютер и заниматься, не выходя из дома. Хочется, чтобы дистанционные уроки вернулись».

Татьяна, 11 лет, 5 класс.

           «Я считаю, что онлайн-занятия – это неплохо. Формат занятий интереснее, чем на обычных уроках. И учителя ведут себя сдержаннее. Понравилось посещать совместные с другими классами занятия в Zoom. Мне кажется, что мы получали одинаковые знания, что на удаленке, что в школе, но учиться из дома комфортнее. Опять же, всегда можно отключить камеру».

Матвей, 13 лет, 7 класс.

 «Сначала уроки в Zoom казались прикольными, а потом мне стало не хватать живого общения. Я очень скучала по одноклассникам. Наверное, онлайн-занятия и обычные уроки в школе лучше всего совмещать: например, два дня в неделю дистанционка, а три – занятия в школе».

Вероника, 15 лет, 9 класс.

«Я очень скучала по одноклассникам. А еще моя мама работала и не могла объяснять мне все темы, которые нам задавали изучать самостоятельно. Мне было сложно».

Александра, 10 лет, 4 класс.

            Что в итоге?

            Как и все в этом мире, дистанционное образование невозможно однозначно отнести к черному или белому, в нем есть как минусы, так и плюсы. Все, как известно, зависит от угла зрения. Но очевидно следующее: приоритетным критерием для внедрения дистанционного обучение должно стать прояснение в учебных заведениях технической стороны вопроса: у всех ли учителей и учеников имеются гаджеты вкупе с качественным интернет-сигналом, а также определенные знания (или составленные и разосланные родителям, ученикам и педагогам) пошаговые методички-руководства, как действовать в условиях дистанта? 

         Такое образование должно быть альтернативным, но не обязательным для всех. Не стоит забывать о родителях, которые работают вне дома и не могут помочь с образовательным процессом детям из младшей и средней школы. Нельзя отказаться от приоритета живых коммуникаций школьников, а также умения выстраивать отношения в социуме с ровесниками и взрослыми. 

Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно...

Михаил Лермонтов

          Однако мир меняется, и процесс обучения готов меняться вместе с миром. Только должно это происходить логично и поступательно. Иначе подобное образование может превратиться в балаган, фарс и нескончаемый для всех сторон-участников стресс. И как бы ни разнились мнения психологов, детей и их родителей, точнее всего, на мой взгляд, ситуацию и отношение к ней описала Екатерина Сизинцева, заместитель директора по содержанию образования одной из московских гимназий:

           «Впереди еще много интересного и сложного, мы будем меняться и менять, двигаться и двигать, развиваться и развивать. Главное – только вперед. Учитель всегда должен двигаться вперед, принцип lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни) сейчас особенно актуален».

          И в этом я не могу не согласиться. Будь то педагог или психолог, ребенок или его родитель, представитель любого возраста и любой профессии. Если время требует от нас гибкости и умения подстраиваться, мы сможем. Я уверена. А что из этого получится – покажет, как всегда, время.