Научить учиться
Текст: Анастасия Карташова
Фото: pixabay.com
Если ты дашь человеку рыбу,
ты накормишь его только один раз.
Если ты научишь его ловить рыбу,
он всегда сможет себя прокормить...
Восточная мудрость
Современная педагогика и родители часто задаются вопросом: как же научить так и какой метод использовать, чтобы "ловить рыбу" получалось в абсолютно любых случаях и при любых обстоятельствах, даже тогда, когда, казалось бы, этой “рыбы” и вовсе нет?
Большой трудностью нашего времени является то, что дети совсем не умеют учиться: добывать знания, делать выводы, применять полученные навыки, когда это выходит за рамки формул и схем. А ведь основная цель образования – привить способность решать простые и сложные задачи, принимать решения, мыслить логически. Но никак не получать оценки и баллы, что, конечно, тоже важно, но не может стать главной мотивацией. Как же сделать так, чтобы ребенок был правильно мотивированным и умел учиться?
Трудность
Имея большой опыт преподавания, около десяти лет, могу точно сказать, что многие дети не умеют делать элементарных вещей. А точнее: выучить слова, прочитать правильно задание, то есть понять, что от них хотят в конкретном случае, применить правило к решению самой задачи. И уж тем более зачастую дети
не понимают, зачем они это учат. То есть задания выполняются лишь для того, чтобы их выполнить и получить оценку. Но схема “задание ради заданий”, “оценка ради оценки” напоминает замкнутый круг.
Родители сходят с ума от количества домашней работы, а ее сейчас действительно много. Дети не так сильно волнуются, потому что мама и папа смогут найти им репетитора, который поможет им с “домашкой”. На крайний случай – всегда есть Интернет с готовыми ответами. И это грустно. Ведь школа дает некий фундамент, которым дети смогут или не смогут воспользоваться во взрослой жизни.
– Современная система образования относится к ребенку, скорее, как объекту, – говорит Анастасия Змиевская, детский психолог. – В него вкладываются знания, его воспитывают, требуют исполнения правил. Такое же отношение наблюдается у многих родителей. Единицы взрослых воспринимают ребенка как личность, способную мыслить, рисковать, исследовать. Слишком много контроля и жестких границ. Вот мы и получаем послушного, но несамостоятельного ребенка. В будущем он всегда будет нуждаться в инструкциях: как жить, какое принять решение? Безынициативность и зависимость от мнения, поддержки окружающих – главные издержки такого воспитания.
Что делать?
Воспринимать ребенка не как человека, которому надо, просто жизненно необходимо, закончить эти одиннадцать классов, а потом получить диплом в каком-нибудь высшем учебном заведении, а как личность, которая хочет развиваться. Ведь любознательность, характерная черта детей, заложена в каждом. Без исключения.
– Ребенку важно чувство границы между старым и новым, – объясняет в одном из своих интервью Владимир Кудрявцев, российский психолог, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ. – Вчерашний “я” не умел решать этот тип задач, а сегодняшний “я” умеет. Это значит, что у меня есть объективный источник личностного роста. А если я понимаю, что развиваюсь, расту над собой, мне интересно двигаться дальше. Получается, если ребенок осознает, что он меняется, каждый новый день в школе для него не рутина, а что-то новое, новая возможность что-то открыть или что-то узнать.
Самое главное – обсуждать это со своим ребенком. Вопрос об оценках навряд ли тот самый, который стоит задавать, пока ребенок сам не захочет сказать об этом. Но вот обсуждение нового опыта, новых знаний и где можно их применить, его чувств и эмоций, окажется более полезным и значимым для формирования правильной мотивации и здоровой оценки себя.
– Предположим, что школьник Петя научился умножать, но не осознал, что он теперь немножко новый человек, а думает, что умножать он умел всегда, – продолжает Владимир Кудрявцев. – Так вот, и Петя, и учитель Иванов проспали свою “ситуацию развития”. А откуда берется вдохновение? Из ощущения, что внутри тебя что-то радикально изменилось. На это и нацелена учебная деятельность. Дети не вдохновлены, они не хотят менять что-то вокруг, потому что они не чувствуют интереса по отношению к себе и внутри себя.
В руках взрослого
Взрослые, которые окружают ребенка и становятся примером для него, – от них многое зависит. В школе учитель способен заразить ребенка интересом к предмету, который преподает. И ведь каждый из нас сможет с легкостью вспомнить одного-двух легендарных учителей из своей жизни, уроки которых до сих пор забыть невозможно. Но реальность такова, что этих учителей немного. Что ж, и с этой реальностью можно жить. И если вы, в качестве родителя, решаете воспользоваться услугами репетитора, поставьте перед преподавателем задачку посерьезнее, чем просто выполнение домашней работы. Ведь посудите сами: через
некоторое время ребенок научится, получит недостающие ему знания и с легкостью сможет выполнять задания на дом самостоятельно. Это и является нашей главной
задачей – научить ребенка самому решать свои проблемы, делать выбор и справляться. В рамках своей школьной жизни.
Не забывайте поддерживать своих детей
– Жесткая критика, высмеивание неверных ответов, сверхконтроль – главные убийцы естественной познавательной активности, – говорит Анастасия Змиевская. – Поощрение собственных размышлений, высказываний, попыток сделать что-то по-своему – ее питательная среда. Вместо: “Сделай это вот так, это правильно”, лучше спросить: “А как бы ты это сделал? А что еще можно придумать?”. Пусть ребенок почувствует себя маленьким творцом и исследователем. Главное – делать это с самых ранних лет, и сообща. С годами ребенок сживается с той ролью, которую отводят ему взрослые. Пусть эта роль будет позитивной.
Доверяйте своему ребенку, дайте ему возможность научиться справляться, понять, что определенные действия приводят к каким-то последствиям. Домашняя работа – это в его компетенции. А если ее и правда много, самое время – научиться расставлять приоритеты. Это пригодится в жизни, не так ли?
Фото: pixabay.com
Если ты дашь человеку рыбу,
ты накормишь его только один раз.
Если ты научишь его ловить рыбу,
он всегда сможет себя прокормить...
Восточная мудрость
Современная педагогика и родители часто задаются вопросом: как же научить так и какой метод использовать, чтобы "ловить рыбу" получалось в абсолютно любых случаях и при любых обстоятельствах, даже тогда, когда, казалось бы, этой “рыбы” и вовсе нет?
Большой трудностью нашего времени является то, что дети совсем не умеют учиться: добывать знания, делать выводы, применять полученные навыки, когда это выходит за рамки формул и схем. А ведь основная цель образования – привить способность решать простые и сложные задачи, принимать решения, мыслить логически. Но никак не получать оценки и баллы, что, конечно, тоже важно, но не может стать главной мотивацией. Как же сделать так, чтобы ребенок был правильно мотивированным и умел учиться?
Трудность
Имея большой опыт преподавания, около десяти лет, могу точно сказать, что многие дети не умеют делать элементарных вещей. А точнее: выучить слова, прочитать правильно задание, то есть понять, что от них хотят в конкретном случае, применить правило к решению самой задачи. И уж тем более зачастую дети
не понимают, зачем они это учат. То есть задания выполняются лишь для того, чтобы их выполнить и получить оценку. Но схема “задание ради заданий”, “оценка ради оценки” напоминает замкнутый круг.
Родители сходят с ума от количества домашней работы, а ее сейчас действительно много. Дети не так сильно волнуются, потому что мама и папа смогут найти им репетитора, который поможет им с “домашкой”. На крайний случай – всегда есть Интернет с готовыми ответами. И это грустно. Ведь школа дает некий фундамент, которым дети смогут или не смогут воспользоваться во взрослой жизни.
– Современная система образования относится к ребенку, скорее, как объекту, – говорит Анастасия Змиевская, детский психолог. – В него вкладываются знания, его воспитывают, требуют исполнения правил. Такое же отношение наблюдается у многих родителей. Единицы взрослых воспринимают ребенка как личность, способную мыслить, рисковать, исследовать. Слишком много контроля и жестких границ. Вот мы и получаем послушного, но несамостоятельного ребенка. В будущем он всегда будет нуждаться в инструкциях: как жить, какое принять решение? Безынициативность и зависимость от мнения, поддержки окружающих – главные издержки такого воспитания.
Что делать?
Воспринимать ребенка не как человека, которому надо, просто жизненно необходимо, закончить эти одиннадцать классов, а потом получить диплом в каком-нибудь высшем учебном заведении, а как личность, которая хочет развиваться. Ведь любознательность, характерная черта детей, заложена в каждом. Без исключения.
– Ребенку важно чувство границы между старым и новым, – объясняет в одном из своих интервью Владимир Кудрявцев, российский психолог, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ. – Вчерашний “я” не умел решать этот тип задач, а сегодняшний “я” умеет. Это значит, что у меня есть объективный источник личностного роста. А если я понимаю, что развиваюсь, расту над собой, мне интересно двигаться дальше. Получается, если ребенок осознает, что он меняется, каждый новый день в школе для него не рутина, а что-то новое, новая возможность что-то открыть или что-то узнать.
Самое главное – обсуждать это со своим ребенком. Вопрос об оценках навряд ли тот самый, который стоит задавать, пока ребенок сам не захочет сказать об этом. Но вот обсуждение нового опыта, новых знаний и где можно их применить, его чувств и эмоций, окажется более полезным и значимым для формирования правильной мотивации и здоровой оценки себя.
– Предположим, что школьник Петя научился умножать, но не осознал, что он теперь немножко новый человек, а думает, что умножать он умел всегда, – продолжает Владимир Кудрявцев. – Так вот, и Петя, и учитель Иванов проспали свою “ситуацию развития”. А откуда берется вдохновение? Из ощущения, что внутри тебя что-то радикально изменилось. На это и нацелена учебная деятельность. Дети не вдохновлены, они не хотят менять что-то вокруг, потому что они не чувствуют интереса по отношению к себе и внутри себя.
Доверяйте своему ребенку, дайте ему возможность научиться справляться, понять, что определенные действия приводят к каким-то последствиям.
В руках взрослого
Взрослые, которые окружают ребенка и становятся примером для него, – от них многое зависит. В школе учитель способен заразить ребенка интересом к предмету, который преподает. И ведь каждый из нас сможет с легкостью вспомнить одного-двух легендарных учителей из своей жизни, уроки которых до сих пор забыть невозможно. Но реальность такова, что этих учителей немного. Что ж, и с этой реальностью можно жить. И если вы, в качестве родителя, решаете воспользоваться услугами репетитора, поставьте перед преподавателем задачку посерьезнее, чем просто выполнение домашней работы. Ведь посудите сами: через
некоторое время ребенок научится, получит недостающие ему знания и с легкостью сможет выполнять задания на дом самостоятельно. Это и является нашей главной
задачей – научить ребенка самому решать свои проблемы, делать выбор и справляться. В рамках своей школьной жизни.
Не забывайте поддерживать своих детей
– Жесткая критика, высмеивание неверных ответов, сверхконтроль – главные убийцы естественной познавательной активности, – говорит Анастасия Змиевская. – Поощрение собственных размышлений, высказываний, попыток сделать что-то по-своему – ее питательная среда. Вместо: “Сделай это вот так, это правильно”, лучше спросить: “А как бы ты это сделал? А что еще можно придумать?”. Пусть ребенок почувствует себя маленьким творцом и исследователем. Главное – делать это с самых ранних лет, и сообща. С годами ребенок сживается с той ролью, которую отводят ему взрослые. Пусть эта роль будет позитивной.
Доверяйте своему ребенку, дайте ему возможность научиться справляться, понять, что определенные действия приводят к каким-то последствиям. Домашняя работа – это в его компетенции. А если ее и правда много, самое время – научиться расставлять приоритеты. Это пригодится в жизни, не так ли?