Поделиться:

Иппотерапевтический эффект: бесплатная реабилитация на грани выживания

Подготовила Ульяна Сурьянинова

Фото: из личного архива Алины Зевакиной

           Конный экоцентр «Солнечная долина» в Волгоградской области - единственный в регионе и один из немногих в России, где дети с ограниченными возможностями здоровья проходят реабилитацию бесплатно. С каждым годом удерживаться на плаву становится все сложнее. Трудности начались прошлой зимой, когда задолго до наступления тепла нечем стало кормить животных. Часть лошадей приходится продавать, чтобы спасти от голодной смерти оставшихся. О том, как существует бесплатная иппотерапия сегодня, мы поговорили с руководителем «Солнечной долины» Алиной Зевакиной.

           История создания конного экоцентра началась в 2012 году. Алина Зевакина, кинолог по профессии, приобрела лошадь для реабилитации дочери с диагнозом ДЦП. Со временем к занятиям присоединились и другие семьи, где растут дети с инвалидностью. Алине пришлось освоить новую специальность — тренер по адаптивной верховой езде, а позже подготовить еще несколько специалистов. Обучение инструкторов по иппотерапии платное, но за реабилитацию детей в «Солнечной долине» денег не берут.

           — Хочется помогать, ведь я знаю, как это необходимо и дорого. Если отказываешь родителям, то прекрасно понимаешь, что отнимаешь у ребенка шанс на здоровую жизнь. В основном наши клиенты — дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для каждого подбирается индивидуальный план реабилитации. Если ребенок не ходит, наша цель — научить его ходить, если замкнут в себе — научить спокойно сидеть на лошади. Не менее важна социализация: дети должны поверить в свои силы и стать самостоятельными, чтобы потом найти себя во взрослой жизни, — рассказывает Алина Зевакина.

           После вводного занятия, где ребенок знакомится с лошадью, добавляют определенный комплекс упражнений: спиной к голове лошади, спиной к хвосту лошади, баланс верхом на лошади с поднятыми руками, использование мячей, конусов, утяжелителей. Так как на занятия приходят особенные дети, подход к ним нужен тоже особенный. Всего в конном приюте содержится 45 лошадей, но только десять из них заняты в иппотерапии.

           — Лошадь-терапевт — это лошадь верховой породы, которая обладает хорошим ритмом и темпом ходьбы. Такая лошадь не используется для прогулок и должна быть сбалансирована. На хромой лошади реабилитировать детей нельзя, она сразу списывается. Лошадь — это наш основной инструмент, поэтому мы за ней тщательно следим.

           Купить лошадь, выкормить ее и обучить, а потом еще выучиться самому — дело затратное. Некоммерческая организация «Солнечная долина» существует на пожертвования от неравнодушных граждан и спонсоров, на средства грантов, а также на деньги, вырученные от фотосессий и конных прогулок. С началом пандемии поступления резко сократились, поэтому пришлось продать несколько животных.

           — К весне мы сократили поголовье на пять лошадей, но у нас остались долги по закупке сена. Мы не отдаем лошадей на убой, а стараемся пристраивать их в частные хозяйства. Но ситуации бывают разные. Весной я продала жеребца, а покупатель сдал его на мясо. К сожалению, когда ты уже отдал лошадь, то уже не в силах что-либо изменить.
           Несмотря на трудности, Алина не собирается сдаваться: в этом году «Солнечная долина» получила поддержку от Фонда президентских грантов на организацию занятий по адаптивной верховой езде. Сегодня в конном центре бесплатно занимаются 55 семей, для которых действуют три программы: инклюзивный конный театр «Летать без крыльев», инклюзивный конный туризм для семейных прогулок, верховая стрельба из лука «Стрелой к здоровью».

           — Очень люблю конный театр. В России десять театральных инклюзивных проектов, из них два конных: в «Солнечной долине» и в Нижнем Новгороде, - рассказывает Алина Зевакина. — Когда мы готовим спектакль, я вижу положительные эмоции детей и их родителей. «Летать без крыльев» — единственный инклюзивный проект, в котором участвуют не только дети с инвалидностью, но и обычные дети, в том числе из многодетных и малообеспеченных, а также опекунских семей, воспитанники детских домов. Они взаимодействуют между собой, помогают друг другу: сами рисуют декорации, шьют себе костюмы. В сценарии роли прописываются индивидуально для каждого ребенка. Если наш артист не может разговаривать, мы не заставляем его учить текст. Если не ходит, тоже придумываем роль по силам. У нас есть крытый манеж, где можно проводить занятия круглый год. Единственная проблема — у  театра нет финансирования. Я хочу выразить благодарность нашим преподавателям, которые работают бесплатно. Они мерзнут каждое воскресенье в манеже, чтобы создать новые шедевры.

           Светлана Кравцова, мама Саши (11 лет).

           В «Солнечную долину» мы пришли в 4 года. На тот момент у нас были расстройства аутистического спектра: сын не разговаривал, посторонним людям даже в глаза не смотрел. На втором занятии иппотерапии мы увидели прогресс: Саша рассказал тренеру стишок. Занятия с лошадьми помогают сыну сконцентрироваться, стать более спокойным. Доброжелательное общение с тренером повышает самооценку ребенка. Благодаря участию в конном театре у Саши появились актерские навыки. Даже школьные педагоги отметили наши творческие способности и подъем настроения.

           Светлана Афонасенкова, мама Вики (14 лет)

           У Вики органическое поражение центральной нервной системы, афакия и артефакия (оперированная катаракта). Благодаря иппотерапии и дельфинотерапии Вика стала заниматься кунг-фу индивидуально с тренером, арт-терапией с педагогом, посещает занятия с психологом и логопедом-дефектологом. Кроме того, мы участвуем в инклюзивном конном театре «Летать без крыльев». Мы очень благодарны идейному вдохновителю и руководителю Алине Зевакиной, главному режиссеру театра Валерии Агафоновой, а также всем, кто помогает им в таком благородном и самоотверженном деле.

           Вера Змеевская, мама Дениса (12 лет).

           У меня ребенок с синдромом Дауна. В «Солнечную долину» мы пришли за творчеством: занятия в конном театре позволяют наладить социализацию и взаимодействие с лошадью. Физический тренинг в рамках иппотерапии дает баланс и ощущение собственного тела, но для сына важны самодисциплина и ощущение свободы. Мы помогаем театру, проводим рекламную кампанию, привлекаем спонсоров, ведь для нас это возможность помочь нашим детям.