Поделиться:

О наших старших. Возможно ли отсрочить наступление деменции?

Подготовила Евгения Бахурова

Фото: pixabay.com, личный архив Евгении Бахуровой 

           Старшие. Наша опора и поддержка. Наш тыл и уверенность, что ты всегда под защитой. Броня, которая защищала нас из года в год. И вдруг эта броня дает трещину. Годы берут свое: у любимой мамулечки начинаются проблемы с памятью и вниманием, у отца замечаешь угасание жизненного интереса, бабушку накрыла детская наивность… Как нам понять, принять и поддержать любимых родителей, бабушек и дедушек, старших родственников? Чем помочь? И как им самим принять старение?

           Я – это ВЫ, ВЫ – это я

           Сегодня будем говорить о четырех «П»: понимание, принятие, помощь, поддержка. Все эти понятия так необходимы нашим пожилым родителям и родным, любимым и близким. Казалось бы, еще вчера они были полны энергии и заряжали наш собственный внутренний тумблер активности на все сто. Никогда не забуду, как мама, встававшая всегда очень рано, успевая перед работой выгулять собаку и приготовить всей семье завтрак, с громким звуком щелкала по выключателю в моей комнате и командирским голосом: «Подъе-еем!» – будила меня. Своих детей я так не бужу. Но скучаю по ней прежней. Когда в субботу запах ватрушек и беляшей на весь дом, а вечером еще пельмени, а потом вихрем и варежки, и носки, а параллельно сотни ее рабочих документов, а утром в воскресенье мы шли с ней на пробежку, и на все хватало задора и сил. Скоро ей 70, и, хотя ролями мы с ней поменялись и функционально уже я стала ей мамой, моя к ней любовь все та же.

           С их стороны

           Всем понятно, что старение – процесс непрерывный и естественный, и, казалось бы, особых вопросов вызывать не должен, ведь все в этом мире циклично, как и жизненный цикл человека. Но когда речь заходит о людях, которые нам дороги, пытаешься разобраться, копнуть поглубже и проанализировать, чтобы понять и помочь. С одной стороны, возраст – это всегда чемодан и маленькая тележка жизненного опыта. Опыта разного, триумфального или печального, но, в конечном итоге, говорящего о мудрости, приобретенной на этих ухабах и кочках. Возраст – это знания, отточенные умения и автоматизированные навыки. В тех дисциплинах, где мы, молодежь, тренируемся и отрабатываем годами, наши старшие уже получили черный пояс. Но есть и печальные стороны. Проблемы со здоровьем: появляющиеся новые и обостряющиеся хронические заболевания, которые в более молодом возрасте можно было вполне игнорировать, переносить на ногах и самолечиться фразами типа «Само потихоньку пройдет». Это и ощущение собственной профнепригодности, пусть частичной, но обидной и несправедливой. Трудно представить: человек, имеющий, скажем, сорокалетний опыт работы в определенной сфере с приходом современных цифровых технологий вдруг становится не востребован. Возникает ощущение, что мир, в котором он был суперспециалистом, канул в лету. «Кому сейчас нужны эти знания? Да и Я кому-нибудь вообще сейчас нужен?»

           А с точки зрения медицины?

           Некоторые трудности при умственной работе, отмечаемые пожилыми людьми, тоже могут быть сигналом: «Обратите внимание!». Сигналом для близких о нарушениях когнитивной функции. Поясним: когнитивные функции мозга – это способность понимать, познавать, изучать, осознавать, воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую извне.

           Вот что рассказывает о начальных проявлениях когнитивной дисфункции врач-невролог Ольга Викторовна Курушина, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики Волгоградского государственного медицинского университета и главный невролог ЮФО: «Пациент может ощущать некоторые трудности при умственной работе, что отражается в жалобах. Однако человек успешно сохраняет самостоятельность в повседневной жизни и преодолевает эти трудности, не прибегая к помощи со стороны. Со временем пожилые люди могут высказывать жалобы на повышенную забывчивость, снижение концентрации внимания, повышенную утомляемость при умственной работе, иногда – трудности подбора нужного слова в разговоре. Указанные жалобы представляют собой весьма актуальную для пациента проблему, которая может послужить поводом для обращения к врачу».
           
           Записать пожилого человека к доктору или даже просто убедить его в необходимости консультации бывает непросто, но когда Ольга Викторовна рассказывает, что «длительные клинические наблюдения за пациентами с так называемыми связанными с возрастом когнитивными нарушениями показали, что в большинстве случаев после более или менее благополучного состояния у них развивается полная клиническая картина деменции», понимаю: нужно убеждать, успокаивать, брать за ручку и вести.
           Личная вовлеченность

           Человеку любого возраста, необязательно пожилому, важно знать, что он нужен. Даже если родители живут далеко, всегда можно позвонить. Наверняка многие из вас помнят рекламу 90-х: «Позвоните родителям». А ведь тогда еще не было ни мобильных, ни видеозвонков, да и телефоны были не в каждом доме. Не то, что сейчас. Да, мир изменился, но непреложные ценности, которые передаются из поколения в поколение, остались теми же: любовь, уважение и забота о старших. Пусть дедулечка снова почувствует себя молодым, если вы заведете с ним под баян его любимую песню или внук наиграет мелодию на гитаре. Или устройте семейный мастер-класс, где бабушка станет преподавателем-гуру по обучению вязанию носочков! Пусть вас объединит всего лишь звонок в скайпе, но даже скайп способен согревать сердца и передавать заботу и вовлеченность на расстоянии. Положительные эмоции, вы же сами знаете, целебны.

           Наверняка вы замечали, что сами частенько добавляете старшим неуверенности. Пусть не словами, а невербально: ухмылка, поджатые губы, искоса брошенный взгляд, порывистость движений. Фразы с фырканьем типа «Сейчас другие понятия!» и закатывание глаз очень обидны и заставляют сердца наших любимых сжиматься от горечи и досады. Сама этим грешна. Щелкаю себя по рукам. Но зато как загораются мамины глаза, когда я начинаю ей рассказывать о своих первых шагах в садоводничестве. Показываем с внуком фотографии: вот на подоконнике мы вырастили салат, тут – лучок, а тут – герань из семян. Спрашиваем совета, она охотно делится, и снова расцветает, и морщинки вокруг ее глаз словно разглаживаются. Она очень полюбила маленькую собачку, которую мы завели этим летом. Подумываю, не подарить ли и ей такого же друга-компаньона, чтобы носить ее на ручках. Ведь если ты даришь любовь, она к тебе и возвращается.

           Со мной согласна и Мария Виноградова, семейный психолог (г. Москва): «Важно признать сам факт старения близких. Зачастую нам трудно смириться с тем, что люди смертны, и когда мы видим, что родные стареют, можем испытывать раздражение, под которым скрывается страх нашей собственной конечности. Мы словно транслируем: «Не смей стареть, мне страшно!» Предложите родному пожилому человеку посетить врача, следите за выполнением его рекомендаций. Попробуйте пересмотреть организацию быта в доме. Если у мамы или папы проблемы со слухом, поставьте громкий дверной звонок, если со зрением – переоденьте мебель в яркие чехлы. Но главный залог спокойной жизни с человеком, испытывающим возрастные изменения, это сохранение уважения и близости».

           А вот доктор медицинских наук Ольга Курушина для замедления течения процесса старения рекомендует делать упор на три основные составляющие здоровья – три активности: физическую, интеллектуальную и социальную. Чем больше человек будет двигаться, напрягаться для решения интеллектуальных задач и общаться с окружающими (а если эти окружающие еще и разделяют его личные интересы!), тем медленнее будет стареть его мозг.

           Конечно, становиться «родителем» для собственных мамы или папы непросто, и всем нам нужно учиться деликатному общению и трепетному отношению, ведь старение одного из родственников так или иначе затрагивает всю семью. Понимание. Принятие. Помощь. Поддержка. В конце концов, человек может адаптироваться к любым переменам. Ведь все мы осознаем, что в свое время «почетный возраст» произойдет и с нами.