Поделиться:

Многозадачности не бывает: как ваш мозг вас обманывает

Подготовила Евгения Бахурова

Фото: pexels.com

           В последние лет десять-двадцать все упорно твердили о многозадачности, выдавая ее за отличный личный бонус. Офисные работники (и не только) при составлении резюме обязательно выделяли это качество в графе «Ваши сильные стороны». Интервьюер на собеседовании пытался сымитировать какую-нибудь ситуацию многозадачности, а испытуемый должен был успешно разгрести несколько дел одновременно и – вуаля! – был бы, к довольству обоих сторон, принят в штат. Но, господа! Оказывается, наш мозг нас обманывал. Работать в многозадачном режиме он попросту не умеет. А вот имитировать его и запутывать нас – да.

           «Мозг – не фантастическая вещь»

           «Сложная, потому что мы – глупые; но совершенно не фантастическая», – заявляет популярный российский психотерапевт, телеведущий и публицист Андрей Курпатов. Как вам? Неожиданно? Очень интересен его подход в вопросах когнитивных исследований. Вот что узнаю на одной из его лекций:

           «Когда вы думаете, что ваше сознание – это нечто предельно невероятное, запомните эти цифры: 1 задача, 3 аспекта проблемы, 3 секунды на одну мысль. Все мы считаем, что можем быть многозадачными. По крайней мере, те, кто водит автомобиль и может одновременно говорить по телефону. На самом деле, вы однозадачны. Ваше внимание просто переключается с дороги на собеседника и с собеседника на дорогу. И хорошо, если это будет неплохо с точки зрения дорожной ситуации. Доказано абсолютно точно: мы однозадачны, то есть в единицу времени мы решаем только одну задачу».

           Далее он рассказывает, что человек способен удерживать в поле своего внимания только три элемента, относящихся к задаче. Если нам нужно принять осознанное решение, в сознании будут находиться лишь три элемента. Не семь, не десять, не двадцать, а всего три! Не стоит забывать и о продолжительности одной мысли – она составляет три секунды. Андрей Владимирович приводит в качестве примера любопытный эксперимент под названием «Невидимая горилла». Испытуемым было предложено смотреть на две команды, играющие в волейбол. Их задачей было посчитать количество пасов (передач мяча). Все участники были так сосредоточены (читай – их мозг) на выполнении задания, что не заметили, как посреди игры на поле вышел человек в костюме гориллы, постоял среди игроков и затем удалился. Оказывается, мы медленные, ленивые, а вдобавок еще подслеповатые и заторможенные. Утрируя, как тот о-о-очень ме-е-едленный ленивец из мультфильма «Зверополис», помните?

           Изредка я, конечно, глядя на себя и на других, догадывалась, но все же тешила себя мыслью, что я-таки «многощупальцевый осьминог», которому удается успешно одной рукой помешивать на плите суп, другой – печатать статью, параллельно одним глазом проверяя почту, другим – присматривать за ребенком, тремя пальцами правой руки занося заметку в блокнот, а тремя пальцами левой руки подхватывая носок, утащенный собакой. Получается, осьминог в действии! Но не тут-то было.

           Одна нога здесь, другая – там

           Анализируя вопросы многозадачности, эта поговорка вспоминается как нельзя кстати. Давайте на примерах. Попробуем доказать, что мы действительно однозадачны. Допустим, автор Е. начал работу над рукописью. Написано уже два листа, и тут звонит телефон. Е. отвечает на звонок и вновь пытается вернуться к содержанию рукописи. На это уходит какое-то время. Мозг устроен таким образом, что для переключения между задачами ему требуется время и определенные усилия. Нам всем известно это ощущение «погруженности в процесс», работа спорится, а потом вдруг раз и что-то отвлекло. Мысль уходит, процесс остановлен. Допустим, с трудом, но Е. восстанавливает концентрацию, но тут же видит уведомление на электронной почте. Или мессенджере. Письмо от главного редактора. Е. читает, вникает, анализирует, отвечает. Опять же, учтите, с задержкой и «тормозом» на погружение уже в данную задачу, отличную от первоначальной – рукописи. Так большинство нас и работает: как пассажирский поезд, тормозящий на каждой микро-станции: двинулся – пф-ф-ф – тормозит, стоит, двинулся – тормозит… Ну и ладно! «Медленно, но верно», – скажете вы. – «Я же все равно делаю свою работу». Делаете, но можете быть гораздо эффективнее и начнете чувствовать себя гораздо лучше и здоровее. Если уйдете от многозадачности.

           Многозадачности – бой

           Чем же чреваты ситуации многозадачности? Как можно помочь себе вырваться из их разрушающих объятий?

            – Принять, что многозадачность нам вредит, и по природе своей человек – существо однозадачное. Как бы ни хотелось «быстрее, выше, сильнее», давайте учиться фильтроваться и притормаживать.

            В условиях многозадачности продуктивность стремится к нулю. Мы вроде как выполняем свои обязанности и постоянно заняты, а не ворон в окне считаем, но продуктивности нет, проекты не закрыты. Появляется ощущение «как в белка в колесе» – лучше и не скажешь.

           – Под конец дня чувствуем себя совершенно измотанными. А все почему? Обычно мы имеем дело с двумя типами многозадачности: параллельная (одной рукой пишем текст, другой – готовим ужин) и последовательная (прерываем одно действие, чтобы продолжить второе, начатое ранее). Но вашему мозгу все равно, каким типом многозадачности вы сейчас «страдаете»: ему все равно требуется усилие, чтобы переключиться между действиями. Более того, и это уже заставляет задуматься, наш мозг, как компьютерный процессор: может выполнять одну задачу за раз. Быстро переключаться между задачами – да, но эффективно начать и закончить – лишь одну.

Мозг испытывает перегрузки. Портится память, ведь от огромного количества поступающих импульсов мозг перестает отличать первостепенную по важности информацию от второстепенной.

Евгения Бахурова

           – Иллюзия многозадачности вводит вас в заблуждение. Если вы, как и я, ощущаете себя «многощупальцевым осьминогом», значит, нужно пересмотреть свой подход к работе. Распыляясь на множество задач одновременно, мы позволяем нашему мозгу успешно нас обманывать. Ну, не умеет он обрабатывать две-три-семь задач одновременно!

           – Многозадачность в корне своем неэффективна, неразумна и непродуктивна. Прерывая выполнение одного действия, мозг помещает информацию в промежуточную память, затем кидается в долгосрочную память для решения второй, возникшей задачи, затем возвращается обратно в промежуточную… Часть информации, естественно, вытесняется и теряется… Мозг испытывает перегрузки. Портится память, ведь от огромного количества поступающих импульсов мозг перестает отличать первостепенную по важности информацию от второстепенной. Не зря же говорят: «Мозг закипел!» Теперь мне ясно, почему.

           А что же делать? Здесь ответ напрашивается сам собой. Не позволять мозгу вводить себя в заблуждение: раз мы по природе своей однозадачны, давайте и будем придерживаться этой линии. Учитесь постепенно выходить из подобных стрессовых ситуаций многозадачности. Сначала это может показаться практически нереальным, но это не так. Да, потребуются усилия, но вы сможете. Я уже попробовала. Правда, для этого мне пришлось заболеть. Но я вам скажу – какое это удовольствие, когда можно поставить перед собой ОДНО задание, выключить звук на телефоне, чтобы гудки мессенджеров не прерывали ход мысли и, не обращая внимание на собаку, снова стащившую мой носок, собраться с мыслями – и просто, с наслаждением, СПОКОЙНО работать. Подарите и себе такую роскошь! Каждый день. И пусть у меня будет одна задача, но выполню я ее на «отлично».

           Что почитать и послушать по теме:

            – Книга Тео Компернолле «Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел». Автор – доктор медицины, врач-нейропсихиатр дает исчерпывающие ответы на ряд вопросов, связанных с работой человеческого мозга и делится практическими советами, как стать эффективнее, креативнее и интеллектуально продуктивнее.

            – Лекции публициста и психотерапевта Андрея Курпатова: «Как стать счастливым?», «Как многозадачность разрушает мозг?», «Мозг: инструкция по применению» + возможность пройти онлайн-тест «Являешься ли ты многозадачным?»

            – Татьяна Черниговская, доктор биологических и филологических наук, специалист в области нейронауки и психолингвистики: лекция «Сознание и мозг», передачи RTVI «Нам надо поговорить» - «Правда и мифы о мозге» и «Как понять самого себя».