Поделиться:

«Химия была, но мы расстались». Фотопроект Ольги Павловой.

Беседовала Антонина Донцова

Фото: Ольга Павлова

           На ее странице в социальных сетях фото известных людей на обложках крупных изданий перемежаются с фотографиями смеющихся детей у костра где-то в подмосковной деревне. Она только что вернулась из Лондона, где снимала бизнесмена Олега Тинькова, и уже мчит на съемки какого-то благотворительного проекта. Это ее глазами мы увидим тех, кто нуждается в поддержке, и через призму ее восприятия в простых людях найдем нечто прекрасное. Но особое внимание привлекает к себе серия черно-белых снимков красивых женщин, и не сразу разберешь: о каком таком неподдельном счастье рассказывают их лица.

           «Химия была, но мы расстались» – авторский проект известного фотографа Ольги Павловой, которая сняла большое количество российских и зарубежных звезд, работала с крупными СМИ и компаниями, помогала в реализации множества социальных акций для различных благотворительных фондов. Фотограф, жена и мама троих детей на этот раз взялась за решение очень важного вопроса, который может коснуться каждого из нас.

           – Начну с самого простого: как пришла идея создать проект «Химия была, но мы расстались»?

           – В своей профессиональной деятельности я много сотрудничаю с различными благотворительными фондами, включая те, которые помогают людям с онкологическими заболеваниями. Мой муж – известный журналист и писатель Валерий Панюшкин активно работает в Фонде борьбы с лейкемией и пишет для них тексты. Однажды он попросил меня поучаствовать в проектах и мероприятиях фонда. А нужно сказать, что до рождения своих детей я практически никому не говорила, что сама болела. И только спустя 15 лет после постановки диагноза меня немного отпустило. Я даже дала интервью одному изданию на тему «рак и секс». И в конечном варианте получился очень веселый материал, после которого я спрашиваю: «А где же все ужасы?». А их не опубликовали. Потому что очень много грустных историй, когда семьи распадаются, мужья уходят или принуждают к сексу жен в период лечения или реабилитации, и множество еще неприятных обстоятельств, о которых не принято говорить.

           И я поняла, что тема остается табуированной. Что болеть раком стыдно, никто не хочет публичности. Многие даже не говорят о своем диагнозе родным, друзьям, коллегам, потому что боятся, что их будут жалеть или, к примеру, уволят с работы. Такое когда-то произошло со мной и, как оказалось, распространено и сейчас. Особенно уязвимы в этом плане женщины.

           Работу над нашим проектом мы начали с изучения темы. Представляете, по данным Всемирной организации здравоохранения, каждая шестая женщина болеет раком на каком-либо этапе жизни. Только в 2019 году жизни 18 452 женщин в возрасте от 16 до 54 лет унес рак. Каждая четвертая женщина трудоспособного возраста в России умирает от новообразований.

Я поняла, что как фотограф могу красиво снять любую женщину, в каком бы виде она ни была: лысая, без груди, после операции или терапии.

Ольга Павлова

           Подавляющему большинству женщин в период болезни просто необходима психологическая поддержка. Как говорят эксперты, именно она должна быть неотъемлемой частью лечения онкобольного. Мы предлагаем конкретный способ психологической поддержки – фототерапию.

           – Вы решили изменить отношение женщин к болезни или общества к онкозаболеваниям?

           – Я поняла, что как фотограф могу красиво снять любую женщину, в каком бы виде она ни была: лысая, без груди, после операции или терапии. Я не приукрашиваю, не пользуюсь фотошопом, я просто знаю, как работает свет и ракурс, и считаю, что вообще нет некрасивых людей. Я поняла, что нужно снимать женщин, которые перенесли рак, чтобы показать, что они есть, что они борцы и они прекрасны.

           В Инстаграме мы опубликовали опрос, и нам посыпались истории, каждая из которых была преисполнена таким невероятным жизнелюбием! Я отметила, что женщины, готовые говорить о своем диагнозе, – это люди с очень активной жизненной позицией. И те, кто готов говорить, попадают ко мне на фотосессии. Проекту нужно было емкое название, и я обратилась за помощью к Александру Семину, нашему креативному директору, руководителю отдела социальных проектов АСИ.

Мы хотим вдохновить женщин принять свой диагноз и настроиться на исцеление. И в то же время мы хотим изменить отношение общества к онкологическим больным.

Ольга Павлова

           Слоган получился немного ироничный и интересный – «Химия была, но мы расстались». Проект будет включать не только фотографии, размещенные на билбордах, остановках, в медиа, но и видеоистории, где женщины с юмором и загадкой рассказывают про свое заболевание. Вообще, я думаю, что вышучивать свою болезнь – это полезно и правильно. Размышления с мрачным видом о горькой судьбе не помогают выздоровлению. Нужно, чтобы женщина с онкозаболеванием, которой сейчас плохо, увидев наших героинь, поняла, что она не одна, что есть люди, которые успешно прошли этот путь, что можно быть прекрасной и без волос, и без груди. Главное – это твоя сила духа. Мы хотим вдохновить женщин принять свой диагноз и настроиться на исцеление. И в то же время мы хотим изменить отношение общества к онкологическим больным. Оно должно стать более гуманным, освободиться от неправильных стереотипов в отношении женщин с онкологией и стать им поддержкой.

           – Как вы поймете, что задуманное вами получилось?

           – Когда дело касается изменения качества жизни, то не всегда можно измерить это объективными цифрами. Для меня важно, если, увидев истории нашего проекта, женщина, только что узнавшая о своем диагнозе, поймет, что жизнь продолжается. Мы точно знаем, что восьмидесяти процентам из общего числа онкобольных нужна психологическая поддержка, многие из них испытывают страх рецидива и посттравматический синдром.

           Также мы хотели бы сделать исследование и «измерить» участниц самого процесса: что с ней было до и стало после, как она относится к себе и своему диагнозу после фототерапии, изменилось ли ее сознание, поверила ли она в то, что она действительно красивая, возникло ли желание жить и появилась ли конкретная цель впереди.

           –  Кто может поучаствовать в вашем проекте?

           –  Совсем скоро мы запустим сайт Мояфоторепия.рф, на котором будут размещены фото и видео героинь из первой сессии. И мы приглашаем женщин со всей страны загрузить фотографию и разместить свою историю, для того, чтобы можно было увидеть, что нас много.

           Из присланных историй мы наберем группу примерно 25 человек – разных возрастов и диагнозов – и с этими женщинами сделаем большую выставку в Москве. Но это будет первый этап. Потому что дальше мы готовы ехать в регионы. И если говорить о перспективах, то сегодня мы уже думаем о работе с близкими людьми онкопациентов, а также о проекте про мужчин, которые переносят или перенесли рак. Но это уже другая история.

           –  Кто эти героини, которых вы уже сняли?

           –  Пока я сняла нескольких женщин, моих знакомых. Я сняла прекрасную актрису Юлю Шарову, Надю Кузнецову – директора Школы практической онкологии им. Андрея Павленко и организатора «Игр Победителей» – спортивных соревнований для исцелившихся от онкологии детей. Фотографировала прекрасную Алину Болотину, которая была первым ребенком, встретившимся на моем пути в 2006 году, когда я пришла снимать детей в РДКБ. В тот день ее решили побрить налысо, и это был очень драматичный момент. Сейчас, спустя много лет, ко мне на съемку пришла красотка на каблуках, она вышла замуж, и ее жизнь является примером для многих, как можно выйти из болезни победителем.

Для каждой женщины своя поддержка: кого-то нужно пинать «соберись, тряпка, пойдем гулять»; кого-то надо гладить по голове и подавать носовой платок; с кем-то нужно беспрерывно смотреть комедии; бродить по парку и так далее. Но главное – не давать раскисать, сдаваться и быть рядом.

Ольга Павлова
           –  Много ли женщин вам пишут и хотят участвовать в проекте?

           –  Очень много женщин. Однако мы заметили такую особенность: в Голливуде звезды свободно говорят о своем онкологическом заболевании, а в России, напротив, публичные личности скрывают свой диагноз. Я благодарна Наталье Синдеевой, амбассадору нашего проекта, что она, находясь в болезни, озвучила это на широкую аудиторию. Я хочу менять общественное сознание. Я хочу сказать: в вашем диагнозе нет ничего странного и даже страшного. Есть виды рака, при которых ты пьешь таблетки и живешь очень долго и счастливо. Сегодня от многих видов онкологии можно исцелиться и забыть про это. Не нужно думать, что у тебя рак и ты умрешь. Если ты будешь вовремя ходить к врачам, то не только не умрешь, а, как я, будешь в 35 лет рожать детей и заниматься любимым делом.

           –  Вопрос, возможно, личный: что вы, опираясь на свой опыт, считаете нужным сказать родным и близким тех женщин, которые столкнулись с онкологическим заболеванием? Что необходимо делать, а чего делать категорически нельзя?

           –  Нужно быть рядом. Это общее для всех. А если глубже, то надо понимать, что для каждой женщины своя поддержка: кого-то нужно пинать «соберись, тряпка, пойдем гулять»; кого-то надо гладить по голове и подавать носовой платок; с кем-то нужно беспрерывно смотреть комедии; бродить по парку и так далее. Но главное – не давать раскисать, сдаваться и быть рядом.

           Одна героиня рассказывала, что ей очень помогли дочки. Они приняли за нее решение по дальнейшей терапии. Нужно, чтобы рядом был человек с трезвой головой, который поможет найти лучших специалистов, не теряя времени.

           Есть женщины, которые вспоминали, что муж говорил: «Ты все равно у меня красивая, ничего, что у тебя нет груди, пойдем зарядку делать, давай вместе двигаться». Нужно помогать настраиваться на победу, поддерживать жизненную энергию.

           Также крайне важно снять с женщины бытовые проблемы. Разница между тем, как болеют мужчины и женщины, не только в вопросах внешнего вида, когда одним все равно, а другим стыдно появиться на людях без платка или парика. Отличие еще и в отношении к домашней работе, которая не заканчивается для женщины, если она заболела. И как бы тяжело ей ни было, она вынуждена готовить еду, кормить детей, поддерживать порядок. В этом бытовом плане очень нужна помощь родных.

Я решила, что этот проект не будет для какого-то отдельного фонда. Напротив, мое желание, как автора проекта, – объединить фонды в рамках этой глобальной инициативы.

Ольга Павлова

           –  Вы часто, рассказывая о проекте и этапах его реализации, говорите «мы». Кто эти люди? Какой-то фонд или просто неравнодушные профессионалы, объединенные одной идеей?

           –  Я решила, что этот проект не будет для какого-то отдельного фонда. Напротив, мое желание, как автора проекта, – объединить фонды в рамках этой глобальной инициативы. Мы за коллаборацию фондов, СМИ, партнеров, доноров. Мы открыты к сотрудничеству с государственными организациями как на федеральном, так и на региональном и городском уровнях.

           А вообще над проектом работает большая и очень классная команда. Я счастлива, что мне удалось собрать вокруг себя настоящих профессионалов. Некоторых я упомянула выше, но еще хотелось бы отметить нашего руководителя проекта – Светлану Полякову, которая много лет возглавляла благотворительный фонд «Дом Рональда Макдоналда» в России и теперь помогает развитию нашей инициативы. Конечно, я очень благодарна всем, кто поддерживает проект: спонсорам, донорам, партнерам. Особое спасибо хочется сказать первому человеку, поверившему в проект, это Катерина Погодина, генеральный директор «Джонсон & Джонсон», управляющий директор Janssen Россия и СНГ.

           Помочь всероссийскому проекту по поддержке женщин с онкологическими заболеваниями, а также стать его участницей можно на сайте мояфототерапия.рф