Поделиться:

Мам, лучше я сам

Текст: Евгения Бахурова

Фото: pixabay.com

           Вопрос профессионального самоопределения как нельзя остро стоит именно у подрастающего поколения. Вроде бы и логично, но во многом непонятно: что в этой ситуации делать родителю? Дать полную свободу выбора? Исподтишка оказывать влияние? Аккуратно направлять? Поставить в четко очерченные рамки? Самому все решить за него? Станет ли ваш ребенок продолжателем семейной врачебной династии или самостоятельно выберет профессию себе по душе, не ориентируясь на ваши аргументы и мнение, – исходов масса. Но главный вопрос вот в чем: будет ли он при этом счастлив?

           Только ли во благо?

           Лишь став взрослыми, многие понимают, что изначально их выбор профессии был обусловлен установками, данными именно родителями. Или же давлением со стороны старших. Такое неожиданное осознание особенно трудно дается тем, кто всю свою жизнь был уверен в «авторстве» своего выбора. А тут, оказывается, мама с папой поднажали. И что начинается? Человек начинает проживать бессилие, обиду, сожаление, даже злость на родителей, желание уйти из профессии, чувствует подавленность и неуверенность в полезности своего рода деятельности и собственной экспертности. Но, несмотря на весь этот набор, есть свет в конце тоннеля: человек постепенно разворачивается к своим личным желаниям, пытается отмотать годы назад и вернуть себе авторство своей жизни. Но вот что грустно: эти вчерашние дети уже в зрелом возрасте становятся клиентами психотерапевтов.

           «В моей практике был один печальный случай, – делится детский и семейный психолог Мария Виноградова (г. Москва), – молодого человека, планировавшего связать свою жизнь с музыкой (у него была своя музыкальная группа), родители вынудили поступить в технический вуз. На учебу и музыку не хватало времени и сил – пришлось забросить свое увлечение. По окончании учебы юноша стал работать по специальности, но он ощущал глубокую подавленность, неприязнь к профессии и бессмысленность своего труда. В его жизни появился алкоголь, начались приступы неконтролируемого гнева. Он потерял работу, девушка его оставила. Когда родители забили тревогу, он не хотел ни с кем общаться и перестал выходить из квартиры. Чем закончилась эта история – неизвестно. Хочется надеяться, что маме все-таки удалось восстановить контакт с сыном и помочь ему».

           Наверняка вы и сами знаете множество подобных историй, когда побагровевшие от злости мать или отец распинаются: «Либо ты поступаешь в … (название института или курса), либо ты нам не сын/не дочь! Сначала отучись, получи «нормальную» специальность, а потом занимайся, чем тебе хочется!» – и прочее, и прочее. Подобная стереотипность мышления во многих семьях разрушила связь «родители-дети», которую потом приходится восстанавливать годами.

           Оборотная сторона медали

           «Подобное следование стереотипам основано на тревоге за будущее, – уверена Мария Виноградова. – А точнее, на инстинкте выживания. Страх не заработать денег, то есть не получить достаточного количества ресурсов для жизни, заставляет родителей напряженно перебирать варианты самых достойных, на их взгляд, профессий, с которыми «всегда будешь иметь кусок хлеба с маслом».

Мы лишаем молодых людей возможности следовать за своим внутренним голосом, совершать ошибки, получать собственный опыт.

Евгения Бахурова

           Безусловно, с одной стороны, это проявление заботы о ребенке. Ведь понятно, что все осознанные родители желают своим детям лучшего. Или же, когда речь идет о потомственных династиях медиков, педагогов, деятелей культуры и искусства. В подобных семьях выбор профессии предопределен буквально до рождения, и это как-то можно понять. Но и здесь есть подводные камни: в таком случае мы заставляем детей следовать четким инструкциям и подчиняться или принимать наш выбор, а, следовательно, игнорируем их индивидуальность, их интересы, качества, особенности и сильные стороны. Мы лишаем молодых людей возможности следовать за своим внутренним голосом, совершать ошибки, получать собственный опыт.

           Что можно сделать?

           Как же быть родителям, которые заботятся о будущем своих детей и хотят, чтобы они выросли достойными и счастливыми членами общества? Что же необходимо:

•  понять важность реализации индивидуальных качеств и устремлений ребенка;

•  увидеть таланты и способности ребенка и создать условия для их развития;

•  предоставить ему простор для учебы, творчества, выбора направлений;

•  помочь ребенку изучить все многообразие специальностей, вместе обсудить плюсы и минусы каждой профессии;

•  формировать в себе не стереотипное, а индивидуальное отношение к детям, не смотреть на чужую жизнь и не стремиться, чтобы в вашей семье было, «как у соседей, друзей, начальника»;

•  рассказывать о своих подростковых мытарствах в выборе профессии, поделиться опытом проб и ошибок из собственной жизни;

•  вместе посетить такие места, как «Кидзания», «Мастерславль», «Кидбург – город профессий», «Музей занимательных наук Эйнштейна», «Экспериментаниум» и многие другие существующие в разных городах нашей страны площадки для ранней профориентации, где дети могут примерить на себя множество профессий и понять, что им по душе;

•  давать детям возможность экспериментировать и делать ошибки. Это нормально;

•  быть честными и открытыми;

•  не душить гиперлюбовью и гиперзаботой;

•  даже если ребенок пока не может определиться, не впадать в крайности, дать ему время, не настаивать и не заставлять.

           А вот что думают современные, такие разные и такие прекрасные подростки по теме экологичного выбора профессии.

           Матвей, 13 лет:

           «Мне кажется, это плохо, если родители выбирают за тебя профессию. Ведь то, чем ты будешь заниматься, может тебе не нравиться. А «профессия мечты» – это когда ты занимаешься именно тем, что тебе по душе. И это только твой личный выбор».

           Вероника, 13 лет:

           «Мне будет проще, если родители подскажут с выбором профессии. Иначе могу ошибиться и дров наломать».

           Григорий, 13 лет:

            «Чтобы родители все за меня решали? Что за прошлый век? Я за полную свободу. Мама меня поддерживает».

           Дарья, 14 лет:

           «Мне будет комфортнее, если дадут полную свободу выбора. Но и мнение родителей тоже важно. Мне любопытно знать, что они думают о той или другой профессии, справлюсь ли я с ней, подходит ли она мне».

           Что почитать и изучить по теме:

           Наталья Кедрова «Азбука эмоций» и «Внутренний мир ребенка»

           Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»

           Ирина Млодик «Женские секреты», «Мужские разговоры»

           Людмила Петрановская, цикл передач «О детях по-взрослому»