Поделиться:

LONG COVID. Как справиться с долгосрочными симптомами болезни?

           В одной известной социальной сети в закрытой группе «Нетипичный коронавирус (постковид)» о болезни, обрушившейся на весь мир, кажется, собрано столько материала, сколько найдешь не во всяком медицинском сообществе. Здесь и выступления известных докторов со всех уголков земного шара, и научные статьи на разных языках, но самое главное – реальные примеры того, как развивается и какие последствия несет за собой вирус COVID-19. Создать эту группу решили наши соотечественницы, проживающие за рубежом. О личном опыте столкновения с болезнью, малоизвестных фактах и часто встречающихся последствиях ковида мы побеседовали с администратором группы Татьяной Балюк.

           * «ДОЛГИЙ КОВИД» – последствия коронавирусной инфекции, при которой перенесшие ее люди страдают от долгосрочных симптомов, длящихся до 12 недель и дольше.

Подготовила Антонина Донцова

Фото: Engin Akyurt

           Татьяна закончила университет в России, защитила кандидатскую по экологии и с 2006 года живет и работает в Монпелье (Франция), где преподает в одном из институтов. Татьяна Балюк – биолог, для которого изучение нового вируса стало не только профессиональным, но и личным интересом.

           – Расскажите, пожалуйста, о своей личной истории встречи с коронавирусной инфекцией. Как протекала болезнь?

           – Заразилась я от своих дочерей, которые принесли ковид из школы в конце марта. Мы тогда еще не думали, что он уже до нас добрался, поэтому не соблюдали никаких мер предосторожности, ухаживая за больными детьми.

Запахи вернулись внезапно, правда, несколько дней они были фантомные – то есть я ощущала несуществующие запахи, например, свежие томаты и базилик.

Татьяна Балюк

           Мой первый симптом был очень характерным: ощущение, как будто кто-то наступил сапогом на грудину, невозможно было дышать, спать, есть. Я не ела ничего 10 дней, тогда же и пропали обоняние и вкус, но мне было неважно, так как есть я все равно не могла из-за боли в грудной клетке. Запахи вернулись внезапно, правда, несколько дней они были фантомные – то есть я ощущала несуществующие запахи, например, свежие томаты и базилик (в начале апреля). Кроме этого у меня была плавающая температура от 39 до 36, сильные мышечные и суставные боли. На седьмой день этого вирусного эпизода наступил переломный момент, я почувствовала как бы разряд тока в легких и поняла, что больше не могу сделать ни одного вдоха. Как я сейчас понимаю, был затронут дыхательный центр в продолговатом мозге. То есть мой мозг был не в состоянии подать команду мышцам совершать дыхательные движения.

           – Как устроена служба медицинской помощи в той стране, где вы перенесли заболевание?

           – Мой муж пытался дозвониться до скорой помощи, и только через 50 минут она приехала, моя сатурация была 86%. Меня загрузили в скорую и повезли в госпиталь, где во дворе были раскинуты палатки для сортировки прибывающих пациентов. Дали кислород через канюли, и я наблюдала за тем хаосом, что творился во дворе госпиталя: постоянно подъезжали скорые с людьми, с баллонами кислорода, каталки, суета со стороны медперсонала, паника и боль со стороны пациентов. Уровень сатурации у меня поднялся до 99% за полчаса, и мне сказали, что ничего страшного с моими легкими не происходит, я могу идти домой.

           Было 3 часа ночи, апрель, я не взяла с собой верхнюю одежду, так как не думала о том, что мне придется идти домой ночью и пешком. Хорошо, что захватила мобильный телефон, но у меня так кружилась голова и болела грудная клетка, что я никак не могла сообразить, как позвонить мужу. На улице было очень холодно, и так как весь город сидел в карантине, то там не было ни души.

           За полчаса я успела отковылять от госпиталя совсем недалеко, и мне удалось дозвониться до мужа, который приехал и забрал меня домой. Доктор из палатки выдал мне рецепт на парацетамол. Мне не делали тест, так как в марте их еще было мало, я была «вне группы риска». Потянулись дни ожидания четырнадцатого дня, когда должно было стать легче. Ночью я не могла спать, была жуткая бессонница, плюс постоянное ощущение неполного вдоха. Я открывала окна, не могла есть, потому что в горле стоял странный ком, зато меня мучила постоянная жажда. Болели почки и нижняя челюсть. Я биолог, но никак не могла себе объяснить все это невероятное разнообразие симптомов! Мои пальцы на ногах посинели и часто были в состоянии судороги, буквально часами. После двух недель кошмара наступило затишье. Ровно неделю я думала, что все позади, теперь у меня иммунитет и для нашей семьи история ковида закрыта.

           Но не тут-то было, через неделю все началось с новой силой, опять сдавило ребра, поднялась температура, вернулись мышечные боли, головокружения, ощущение неполного вдоха, добавились симптомы сердечного характера, хотя я никогда не страдала никакими хроническими заболеваниями. На этом этапе я поняла, что происходит что-то странное и совсем не характерное для «просто гриппа» для тех, кто вне группы риска.

           – Как родилась идея объединить в социальных сетях людей, столкнувшихся с ковидом?

           – В середине апреля меня нашла Даша, девушка, которая живет и работает в Париже. Она вышла на меня через сеть соотечественников во Франции, узнала, что мои симптомы тоже не пропали после двух недель «гриппа». Мы решили создать группу, чтобы узнать, много ли таких людей со странными осложнениями. Сначала нас было трое и потом очень долго пятеро. А потом посыпался дождь потерянных людей со всех стран мира. Мы создали русскоговорящую группу, а сами записались во французские и англоязычные группы. Где люди были так же потеряны, как и мы, никто не понимал, почему болезнь возвращается?

           – Сегодня вы собрали огромное количество как научного материала из разных стран мира, так и клинических случаев тех пациентов, которые делятся своими историями в группе «Нетипичный коронавирус (постковид»). Какие основные моменты необходимо учитывать людям, которые болеют? Есть ли алгоритм действий для каждой из этих категорий?

           – Сейчас в нашей группе более 35 000 человек, мы сами не ожидали что будет такое количество пострадавших, и теперь работа с группой занимает очень большое время. Мы собрали большую библиотеку научных публикаций по ковиду, по постковиду и даже по другим коронавирусам, таким как SARS-1 и MERS, и о том, какие последствия уже были известны научному сообществу.

Большое количество последствий для переболевших, даже бессимптомно, пугает и, возможно, приведет к инвалидизации огромного количества человек.

Татьяна Балюк

           Опираясь на наш опыт, нужно сказать, что идея коллективного иммунитета была утопичной с самого начала, так как существуют и уже достаточно многочисленны вторичные заражения. Большое количество последствий для переболевших, даже бессимптомно, пугает и, возможно, приведет к инвалидизации огромного количества человек. Уже сейчас ученые не исключают персистенцию вируса в недоступных для иммунитета уголках нашего организма, в частности, в нервной системе.

           Таким образом, для тех, кто не болел, необходимо приложить все усилия на то, чтобы не заболеть. Чтобы подготовиться к возможному заражению, необходимо составить список анализов, телефонов клиник, где их можно сделать, и цены. Найти несколько контактов врачей, кто смог бы вас консультировать. Почему несколько? Потому что когда действительно понадобится, то человек может быть недоступен, в отъезде, болен сам. Отложить денег на ковидный эпизод — лекарства, анализы, такси. Необходимо заручиться поддержкой родственников и друзей, кто сможет вам приносить еду и лекарства, когда вы будете сидеть в изоляции.

           Главное – избежать паники, она усугубляет состояние, если вы все же заболели. Перестаньте смотреть новости, переходите на развлекательные передачи. Очень полезно обзавестись оксиметром, либо можно просто считать количество дыхательных движений в минуту (вдох-выдох), оно не должно превышать 16-20 у взрослого человека. Спустя несколько дней от проявления симптомов необходимо сдать развернутый общий анализ крови, С-реактивный белок, коагулограмму, Д -димер, ферритин. Эти параметры уже позволят вашему лечащему врачу понять, по какому пути развивается ваше заболевание. 

           Бактериальные осложнения случаются только в 5% случаев, поэтому прием антибиотиков при первых же признаках ковида нежелателен, поскольку они убивают микрофлору кишечника, а это важная составляющая нашего иммунитета. Антибиотик назначит врач, если будут показания. Во время болезни необходимо двигаться по возможности, просто перемещаясь по комнате, так как ковид – это тип геморрагической лихорадки, он вызывает микротромбоз, и соответственно все органы, которые получают интенсивное кровоснабжение, будут под ударом – почки, поджелудочная железа, сетчатка глаза, многие другие железы внутренней секреции, в том числе щитовидная железа и гипофиз. Этим объясняется то многообразие симптомов, которые испытывают на себе больные ковидом.

           – Что такое постковидный синдром?

           – Для тех, у кого ковид не закончился на стадии вирусного заболевания, а это порядка 30% от переболевших, даже в легкой форме, характерны следующие симптомы: усталость (иногда очень сильная), одышка и боль в груди, постоянство аносмии и агевзии (потеря обоняния и вкуса), боли в теле, головные боли, боли в мышцах и проблемы с пищеварением, субфебрильная температура, реже – поражения кожи. Достаточно часто вышеописанные синдромы встречаются и у детей.

           – И что делать, если человека беспокоят эти проявления, когда болезнь уже не в острой стадии?

           – Необходимо исключить органические повреждения сердечно-сосудистой системы, провериться на аутоиммунные заболевания, которые могут быть спровоцированы вирусом. Помните: несколько месяцев после перенесенного ковида вы находитесь в группе риска по инсультам – ишемическому и геморрагическому. Необходимо контролировать коагулограмму и убедиться, что в сосудистом русле не образовалось тромбов. Нужно проверить щитовидную и поджелудочную железу, контролировать сахар в крови. Очень важно избегать любых физических нагрузок в первые три месяца после заболевания и набирать темпы очень постепенно, начиная с прогулок. Очень важно перейти на противовоспалительную диету, ее легко найти в интернете. Нужно полностью исключить сладкое, так как сахар загущает кровь, пить много травяных чаев.

           – Какой необычный факт о COVID-19 вы отметили, анализируя имеющуюся у вас информацию?

           – В отличие от гриппа ковид протекает волнообразно. Вам может стать гораздо лучше, а через пару дней состояние ухудшается. То же самое наблюдается с постковидным синдромом. Обычно после вирусной фазы наблюдается неделя или две передышки и только затем наступает фаза постковида, которая тоже протекает волнами. К примеру, я почувствовала себя почти здоровой только на восьмом месяце после вирусного эпизода. Другие странные проявления: появление петихий, спонтанные синяки на теле, высыпания, подобные герпесу, рефлюкс, иногда без заброса кислоты в ротовую полость, но при этом кислые газы попадают в бронхи и вызывают бронхоспазм, что вызывает состояние, очень схожее с астмой, проблемы с зубами вплоть до их выпадения, повышение уровня пролактина и так далее.

           – Я неоднократно встречала информацию, что мужчины и женщины болеют по-разному, как и неодинаково иммунитет реагирует на встречу с вирусом у представителей разных полов. Что вам известно об этом?

           – Из-за двойной Х-хромосомы иммунитет у женщин более сильный. Это биологически обосновано тем, что женщины вынашивают и заботятся о потомстве, поэтому и продолжительность жизни их выше, чем у мужчин. Поэтому в реанимацию чаще попадают именно мужчины, а постковидный синдром чаще преследует женщин из-за их сильного, но и слишком реактивного иммунитета. Так же поэтому и аутоиммунные заболевания чаще встречаются у женщин.

           – Допускаете ли вы как биолог искусственное происхождение новой коронавирусной инфекции?

           – Происхождение болезни до сих пор плохо изучено. Скорее всего, вирус перешел к нам от летучей мыши, но переход его к человеку остается загадкой по сей день, гипотеза панголина в качестве второго хозяина больше не одобряется многими учеными. Преднамеренное манипулирование вируса маловероятно, но не исключена утечка из лаборатории. Это возможное происхождение COVID-19 является частью длинной серии ятрогенных бедствий в области общественного здравоохранения, которые берут свое начало уже с XIX века.