Текст: Виталий Котов
В качестве иллюстрации использована картина Николая Лосева «Блудный сын»
Самая большая и известная причта в Новом Завете, которая отражает всю суть отношений человека со своим Создателем. Она, как никогда, актуальна в наше время, о ней говорят с особым вниманием в каждую эпоху.
На ее основе Прокофьев создает балет, Бриттен – оперу, а ее мотивы можно найти практически во всех произведениях Достоевского, таких как «Подросток», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
Диккенс называл данный отрывок Евангелия от Луки величайшим из всех, когда-либо написанных произведений человечества.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лк. 15: 11–32).
Она раскрывает сразу несколько важных вещей таких как: безусловную любовь родителя к детям, тему изменения мышления, приводящую к новому витку в жизни человека, а также проблему употребления свободы во вред себе.
Читая притчу, с момента ухода сына от отца и его путешествия в языческую страну, мы окунаемся в наш современный мир, с марафонами желаний, ставками и половой распущенностью. Тут мы видим дефект зрелости и самодовольства, максимализма и требовательности к миру, но увы, не к себе. «Мне надо получить все, что мне полагается».
Итак, что мы имеем в данной притче.
Образ Бога, в лице отца семейства. Двух сыновей и имущество. Интересно, что термин имущества в оригинальном тексте обозначен двумя разными словами: οὐσία («имущество», «состояние») и βίος («жизнь», «состояние»). Отец разделяет между сыновьями свою «жизнь» — все, что было накоплено им самим и его предками.
Мы имеем уход от отца, самовольное желание уйти на другую территорию, обретая новый социальный статус, разрыв со своей средой, которая питает молодого человека с рождения. Базовых качеств у юноши еще недостаточно, чтобы реализовать свой талант, полученный от Отца. Поэтому вместо удержания или приобретения нового, сын бездумно теряет все, что ему досталось.
Осознав всю тупиковость ситуации, сын принимает решение вернуться в Отчий дом. По возвращению он готовит речь в оправдание себя, но отец не осуждает его, а принимает и восстанавливает его в правах.
Изменение мышления у сына – то, что переводится на греческий μετάνοια (метанойя), а мы это называем покаянием, имеет три фазы:
Приход в себя, так как сын, покинувший отца «вышел из себя».
Далее принятие решения – «встану и пойду», но это еще не действие.
Действие – «встал и пошел».
Эти стадии всегда сопровождают кардинальные, важные изменения в жизни человека. Замечая данные стадии в себе, мы можем понимать, на какой из них «подвисаем» на пути к изменениям. Мы испытываем страх перед действиями. Но если они благи, имеют в своей основе доброделание, то главный фактор понуждения себя звучит примерно так: «Нам нечего бояться ведь Отец всегда с нами». И далее – первый шаг к изменению своей жизни.
Возвращение в свою родную среду – это дорога с двухсторонним движением: сына к отцу и отца к сыну. Далее мы читаем: «И когда он был еще далеко, увидел его отец». Эта фраза говорит о том, что отец ждал его, как наш Создатель всегда стоит пред дверями нашей души: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)
И, конечно, потрясающий финал, когда Отец говорит о возвратившемся сыне своему старшему сыну, который явно недоволен, что в честь блудника планируют праздник, «…что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Мы часто бываем в таких состояниях «падения и подъема на ноги» и Бог принимает нас всегда.
Нам дана возможность покаяться до последнего вздоха, и мы будем прощены и приняты по великой милости. Только тут два острых тезиса. Первый: захотим ли покаяться, когда наша жизнь будет изобиловать грехом, порождающим сиюминутные удовольствия? И второй: а знаем ли мы, когда наступит наш последний момент, и успеем ли отделить себя от греха? Пока не поздно, важно остановиться и начать путь в Отчий дом.
В качестве иллюстрации использована картина Николая Лосева «Блудный сын»
Самая большая и известная причта в Новом Завете, которая отражает всю суть отношений человека со своим Создателем. Она, как никогда, актуальна в наше время, о ней говорят с особым вниманием в каждую эпоху.
На ее основе Прокофьев создает балет, Бриттен – оперу, а ее мотивы можно найти практически во всех произведениях Достоевского, таких как «Подросток», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
Диккенс называл данный отрывок Евангелия от Луки величайшим из всех, когда-либо написанных произведений человечества.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лк. 15: 11–32).
О чем нам говорит сегодня притча «О блудном сыне»?Читая притчу, с момента ухода сына от отца и его путешествия в языческую страну, мы окунаемся в наш современный мир, с марафонами желаний, ставками и половой распущенностью.
Она раскрывает сразу несколько важных вещей таких как: безусловную любовь родителя к детям, тему изменения мышления, приводящую к новому витку в жизни человека, а также проблему употребления свободы во вред себе.
Читая притчу, с момента ухода сына от отца и его путешествия в языческую страну, мы окунаемся в наш современный мир, с марафонами желаний, ставками и половой распущенностью. Тут мы видим дефект зрелости и самодовольства, максимализма и требовательности к миру, но увы, не к себе. «Мне надо получить все, что мне полагается».
Итак, что мы имеем в данной притче.
Образ Бога, в лице отца семейства. Двух сыновей и имущество. Интересно, что термин имущества в оригинальном тексте обозначен двумя разными словами: οὐσία («имущество», «состояние») и βίος («жизнь», «состояние»). Отец разделяет между сыновьями свою «жизнь» — все, что было накоплено им самим и его предками.
Мы имеем уход от отца, самовольное желание уйти на другую территорию, обретая новый социальный статус, разрыв со своей средой, которая питает молодого человека с рождения. Базовых качеств у юноши еще недостаточно, чтобы реализовать свой талант, полученный от Отца. Поэтому вместо удержания или приобретения нового, сын бездумно теряет все, что ему досталось.
Осознав всю тупиковость ситуации, сын принимает решение вернуться в Отчий дом. По возвращению он готовит речь в оправдание себя, но отец не осуждает его, а принимает и восстанавливает его в правах.
Изменение мышления у сына – то, что переводится на греческий μετάνοια (метанойя), а мы это называем покаянием, имеет три фазы:
Приход в себя, так как сын, покинувший отца «вышел из себя».
Далее принятие решения – «встану и пойду», но это еще не действие.
Действие – «встал и пошел».
Эти стадии всегда сопровождают кардинальные, важные изменения в жизни человека. Замечая данные стадии в себе, мы можем понимать, на какой из них «подвисаем» на пути к изменениям. Мы испытываем страх перед действиями. Но если они благи, имеют в своей основе доброделание, то главный фактор понуждения себя звучит примерно так: «Нам нечего бояться ведь Отец всегда с нами». И далее – первый шаг к изменению своей жизни.
Нам дана возможность покаяться до последнего вздоха, и мы будем прощены и приняты по великой милости.
Возвращение в свою родную среду – это дорога с двухсторонним движением: сына к отцу и отца к сыну. Далее мы читаем: «И когда он был еще далеко, увидел его отец». Эта фраза говорит о том, что отец ждал его, как наш Создатель всегда стоит пред дверями нашей души: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)
И, конечно, потрясающий финал, когда Отец говорит о возвратившемся сыне своему старшему сыну, который явно недоволен, что в честь блудника планируют праздник, «…что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Мы часто бываем в таких состояниях «падения и подъема на ноги» и Бог принимает нас всегда.
Нам дана возможность покаяться до последнего вздоха, и мы будем прощены и приняты по великой милости. Только тут два острых тезиса. Первый: захотим ли покаяться, когда наша жизнь будет изобиловать грехом, порождающим сиюминутные удовольствия? И второй: а знаем ли мы, когда наступит наш последний момент, и успеем ли отделить себя от греха? Пока не поздно, важно остановиться и начать путь в Отчий дом.