Поделиться:

Недетский вопрос. Когда и как говорить с детьми о политике?

Текст: Надежда Сорокина

Фото: Сергей Климкин (pixabay.com)

           Как устроена политическая система России и других стран мира, как распределены ветви власти, как участвует в политике общество и еще тысяча других «как» и «почему». Ответьте на все эти вопросы своему ребенку сами, пока это не сделал кто-то за вас.

           Взрослые нас не слышат

           Полина Кузьмина, 15 лет, ученица 8 класса.

           «Я живу в эпоху научно-технического прогресса и, как и мои сверстники, интересуюсь социальными проблемами в мире, в том числе и политикой. Но большинство взрослых считают, что все, чем интересуемся мы – это несерьезно и слушать нас не нужно.

           Но я могу с большой уверенностью сказать, что подростки умнее многих взрослых.

           Уже начиная со средней школы, на уроках истории и обществознания нам рассказывают о политике и роли общества в государстве. Однако, почти не читая учебник, а лишь посмотрев некоторые статьи в газетах или интернете, ролики на Ютуб, можно отвечать на уроке.

Тик-Ток забит политическими роликами и если вы, родители, еще не видели, то зарегистрируйтесь и почитайте. Все это льется прямиком в головы нашим детям.

Надежда Сорокина

           Но когда речь заходит о минусах политики в нашей стране, то жаркие споры и дебаты на 15 минут с учителем обеспечены. Учителя и взрослые старой закалки не хотят нас слушать и слышать.

           Очень часто я слышу, что моим одноклассникам взрослые говорили фразы вроде: «Цыц! об этом нельзя говорить». Но это неправильно. С нами наоборот надо разговаривать о политике. Только когда тема политики, как и темы образования, полового воспитания, да и любые другие станут свободными, а не постыдными, когда будет учитываться мнение всех, в том числе и подростков, – мир станет лучше. Мы сможем жить в уравновешенном обществе, в котором можно все спокойно обсудить и ничего не бояться».

            Не учите политике – учите справедливости

           Факт – дети сейчас интересуются политикой. Тик-Ток забит политическими роликами и если вы, родители, еще не видели, то зарегистрируйтесь и почитайте. Все это льется прямиком в головы нашим детям. Запретить им заходить в Тик-Ток? Отобрать смартфоны и планшеты? Появятся другие социальные сети, а достижения прогресса настолько прочно вошли в нашу жизнь, что другой картины миры представить без них уже нельзя. В связи с чем мы задались вопросом: как и когда начитать говорить с детьми о политике? Об этом мы спросили у психолога и педагога.

           – Политика – это понимание справедливости, тактики, устройства общества, – говорит психолог Ирина Еловских. – Когда говорить с детьми о справедливости? Когда говорить об устройстве общества? Мне кажется, если дети с родителями в принципе имеют контакт, они так или иначе будут задевать эти темы. Они не должны быть чем-то из серии давай сядем и начнем говорить. Это просто непринужденное обсуждение в ходе совместной жизни, во время просмотра телевизора: «А вот в этой стране так устроили свое общество, а в этой – так, эти люди нашли для себя справедливым такое решение, эти – другое».

           Научите детей в целом смотреть на спорный вопрос и собирать максимум фактов, желательно разносторонних. И тех, кто «за», и тех, кто «против». Учите справедливости, устройству жизни. И когда мозг ребенка сформируется и повзрослеет, он сумеет делать правильные выводы».

Недетский вопрос. Когда и как говорить с детьми о политике?

           Начинать говорить нужно с 11-12 лет

           – Дети слышат о политике из СМИ, ТВ, интернета, да и родители зачастую обсуждают эти темы в присутствии детей и чаще в неприглядном тоне, или сами аполитичны и инфантильны к тому, что происходит вокруг них. Живут по принципу «мне все равно, главное, чтобы мне было хорошо». А данная модель поведения обезличивает и поведение ребенка, – говорит учитель истории и обществознания, почетный работник образования России Светлана Кобычева. – Современные дети уже в 11-12 лет получают такой поток информации, который они не всегда способны «переварить» в своей голове. Поэтому с ними нужно начинать говорить о политике и государстве с этого возраста. Да, сейчас в школе с 5 класса есть урок Обществознание, но зачастую администрация школ воспринимает его как не нужный предмет и исключает из школьного учебного плана, отдавая этот час на другие уроки. Отсюда и такое отношение у детей и родителей к предмету. По окончании школы 85% выпускников выбирают ЕГЭ по обществознанию, считая его легким, и проваливают, так как не могут анализировать, давать оценку тем или иным событиям. Все превращается в пустую болтовню».

           Чтобы такого не произошло, опытный педагог советует проводить беседы о политике с пятиклассниками в игровой форме.

Полезно, если взрослые совместно с детьми будут проходить исторические и политические квесты, викторины, учиться анализировать, проводить аналогии, искать решения и пути выхода в уже произошедших событиях.

Светлана Кобычева

           – Я даже допускаю, что это может проводиться как-то в виде рисунков, комиксов, спектаклей, – говорит Светлана Кобычева. – Например, можно сделать постановку, в которой будет осуждаться такое явление как фашизм, или другие события, но обязательно без передергивания и пошлости.

           Для этого и педагоги, и родители должны быть хорошо подкованы по поднимаемым вопросам, а не транслировать детям субъективное мнение, взятое из телепередач или социальных сетей, псевдополитических каналов на Ютубе. Доверять стоит не собственным эмоциям, а научным исследованиям, работам известных историков, политологов, социологов.

           Полезно, если взрослые совместно с детьми будут проходить исторические и политические квесты, викторины, учиться анализировать, проводить аналогии, искать решения и пути выхода в уже произошедших событиях. Задаваться вопросами: «А как бы я поступил на месте того или иного политического героя, проживая в его время?» Ставить себя на место сегодняшнего правительства и задаваться вопросами: «А что бы сделал я?», «А что у меня для этого есть?», «А что мне мешает?» Наверное, это покажется сложным, но только из думающих и справедливых детей можно вырастить думающих и справедливых взрослых.