Поделиться:

Стоит ли нам раскаиваться? И как понять, в чем именно?

           Время, в котором сейчас пребывают многие христиане – это не просто время изменения своих пищевых пристрастий: уход от животной пищи к растительной. Великий пост – это время духовного очищения от страстей. Обнаружить их, распознать, сокрушиться, изгнать и не повторять, – последовательность избавления от так называемого греха – трудная задача для многих. Что же такое покаяние, и почему оно так важно для многих людей вне зависимости от вероисповедания и отношения к Богу? Разбираемся вместе с Виталием Котовым, православным врачом-психиатром, обучающимся в магистратуре по направлению «Теология» ВолГУ.

Фото: Ольга Папина

           Покаяние

           «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: – Что такое хорошо, а что такое плохо?» – знаменитые строки Маяковского нас сразу призывают отделить одно от другого. Всегда ли мы понимаем, зачем определять хорошее и бежать от плохого?
Слово «покаяние» вызывает у всех разные чувства, кто-то говорит, что он в порядке, и нечего ему навязывать идею греха, болезни, а кто-то чересчур углубляется в самобичевание и вязнет в нем.
Разберемся в этимологии слова.

           Покаяниеот греч. μετάνοια (метанойя), означает «перемену ума». Чтобы его менять, важно понимать, зачем это делать. В греческом языке слово «ум» носит значение всех духовных сил человека, а не просто локальные умственные способности. Если мы обратимся к этимологии русского слова «покаяние», мы увидим следующий смысл: обретать покой после определения своей ценности или понимание своей реальной «стоимости». Можно расшифровать: быть критичным к себе, давая своим поступкам трезвую оценку. Да, этот акт очень часто является болезненным, эмоционально трудным, но таким важным. Мы часто требуем от других трезвого отношения к ситуации, но забываем применять эту меру к себе.

           Чтобы весь пазл покаяния сложился, и оно возымело силу, нужно несколько составляющих:

– Вера в то, что есть некий Абсолют и у нас с ним возможны личные отношения;

– Понимание того, что часть вещей, которые мы совершаем, не просто пагубны для нас и нашей природы, но они ей противоестественны;

– Осознание, что мы можем приблизиться к Абсолюту через изменение своего мышления, то есть уподобиться Идеалу.

           Про наличие Абсолюта

           В мире все устроено очень разумно, что подтверждается многими учеными. Если мы изменим хотя бы один «параметр», мира уже может не стать. Трудно представить, что система такого уровня сложности появилась случайным образом, сама по себе. Верить в самозарождение такой сложной модели это все равно, что сыпать искусственные буквы на стол и ждать то, что они сами сложатся в алфавитном порядке. Можно предположить, что у мира есть единый Законодатель. Также мы видим, как в человеке срабатывают несколько законов. Вспомним: закон совести, независимо от культуры и социального окружения срабатывает в каждом человеке. Но исходя из свободной воли, мы имеем возможность не замечать его и поступать по своему усмотрению. Например, Генрих Гиммлер (правая рука фюрера) в своих дневниках писал о своем порицании того, что они делают с евреями, но оправдывал это общей идеей нацизма. Закон вложен в нас Создателем, и мы всегда ощущаем его наличие, когда наша совесть начинает обличать нас.

Плохими поступками мы отдаляем себя и от Создателя. Он абсолютен и стабилен, а мы или приближаемся, или отдаляемся от Него.

Виталий Котов

           Пагубность и противоестественность некоторых наших поступков. Наша природа подчиняется некоторым правилам и законам. Часто можно слышать, как люди говорят о том, что это Бог их наказывает. А если мы разберемся, когда мы нарушаем закон естества: переедаем, много употребляем алкоголя, ругаемся с людьми, осуждаем их – неужели это Бог нас наказывает? Не мы ли отравляем наше здоровье, а своим раздражением разрушаем нервную систему и отворачиваем от себя окружающих. Плохими поступками мы отдаляем себя и от Создателя. Он абсолютен и стабилен, а мы или приближаемся, или отдаляемся от Него. Бог нас любит и готов прощать наши законопреступления, он, мудрый педагог – не делает за нас, а ожидает нашего обращения и покаяние. Через покаяние мы получаем прощение и восстанавливаем свое «сыновство».

           Изменение мышления

           Мышление – способность делать выводы из предпосылок. Ошибаясь и наступая на одни и те же грабли, нам важно сделать выводы и поменять отправную точку. Оценить, какие предпосылки меня приводят к определенным нарушениям, и начать делать по-другому. Мышление запускает весь страдательный каскад, оканчивающийся грехом. Мы заигрываемся со своими мыслями и сваливаемся в пучину нарушений. Важно отделять человека от греха, так как грех чужд нам. Каясь, нам важно обличать именно грех, а не себя, дабы исповедь не превращалась в самобичевание.

           Есть хороший лайфхак, как определить то, в чем каяться?
Выберите те события, за которые вам стыдно или вы ощущаете дискомфорт и вынесите их на покаяние.

           «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – призывает нас Евангелие от Матфея 5:8

           Кайтесь на здоровье!