Поделиться:

БОЛЬШЕ 50% РОДИТЕЛЕЙ – ЗА СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ЗДОРОВЬЮ

Родители российских школьников скорее видят пользу в инклюзивном образовании для своих детей. Социализация, эмпатия и терпение названы среди главных эффектов от совместного обучения с детьми, имеющими ограничения по здоровью. Таковы результаты исследования, проведенного ВЦИОМ в рамках pro-bono-проекта совместно с Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов (ВОРДИ). Опрос приурочен ко Всемирному дню инклюзивности, который отмечается 10 октября, начиная с 2020 года.

Каждый второй родитель не владеет информацией о том, есть ли среди учеников школы, которую посещает его ребенок, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). По словам каждого третьего респондента, такие дети в школе есть, в том числе каждый десятый отметил, что их ребенок учится с ними в одном классе. 
БОЛЬШЕ 50% РОДИТЕЛЕЙ – ЗА СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ И БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЙ ПО ЗДОРОВЬЮ

Доступная среда является одним из важнейших условий соблюдения принципа инклюзии в системе образования. В ходе опроса 44% родителей заявили о наличии пандусов в школе, где учится их ребенок, 38% – о том, что в штате имеются специалисты для работы с детьми с ОВЗ (логопеды, дефектологи, психологи). О наличии туалетных комнат для детей с инвалидностью, тактильной плитки для слабовидящих и подъемников для коляски, опрошенные говорили почти в три раза реже. 

Еще 9% отметили, что в школе, где учится их ребенок, есть тьюторы для учащихся с особыми образовательными потребностями и только 5% – о наличии учебников и пособий для таких детей. Об отсутствии всего вышеперечисленного заявили четверть родителей школьников, еще 14% не смогли дать содержательный ответ.

При этом родители, чьи дети учатся в классе или школе с детьми с ОВЗ, чаще других заявляют о наличии всех вышеупомянутых условий для инклюзивного обучения.

По оценкам 50% опрошенных родителей, школа их детей недостаточно подготовлена для обучения ребят с инвалидностью. Обратной точки зрения придерживается 31% опрошенных. Затруднился с ответом каждый пятый родитель.

По мнению родителей школьников, комфортность учебного процесса в обычной школе для ребенка с ОВЗ зависит скорее от его окружения, нежели него самого.

Три четверти опрошенных поддерживают совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми без ограничений и считают такую практику полезной для своего ребенка (74%). Лояльнее в этом вопросе оказались родители, чьи дети уже учатся с ребятами с ОВЗ в одном классе или школе (77% против 65% участников опроса без такого опыта).

Обратной точки зрения придерживаются еще 14%, у каждого восьмого возникли затруднения с ответом на вопрос (12%).

В ответах респондентов на вопрос о главных эффектах от совместного обучения для детей без ограничений по здоровью прозвучали варианты: развитие эмпатии и взаимопонимания; понимание, что люди разные, уважение к другим.

Среди эффектов для детей с особыми потребностями были названы: нормализация инвалидности/не будут чувствовать себя обделенными; буллинг/издевательства; будут лучше развиваться, учиться.

В качестве обоюдного эффекта были отмечены: социализация, адаптация, общение; взаимопомощь, забота, поддержка; равенство, общее развитие, опыт.

Против совместного обучения высказались 5% участников опроса.

Фото: Freepik