Поделиться:

ВЦИОМ ВЫЯСНИЛ, ЧТО ЧИТАЮТ РОССИЯНЕ

Вместо новостей и блогов россияне все чаще выбирают художественную литературу и книги для саморазвития, а популярность психологической литературы за последние годы выросла в разы. Топ-3 любимых жанров россиян составляют: исторические книги (27%), научная и профессиональная литература (24%), классика (22%). Данные соцопроса, посвященного чтению, публикует Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

В условиях стремительного потока информации, когда визуальные медиа составляют серьезную конкуренцию бумажной книге, чтение тоже трансформируется. Если раньше найти нужную книгу было порой непросто, то сегодня читать можно буквально «на ходу», любым удобным способом.

Чтение остается популярным у россиян способом получения знаний и информации – 87% читали что-либо за последнюю неделю, примерно такая же картина наблюдалась в 2018 (86%) и 2020 году (85%).

ВЦИОМ ВЫЯСНИЛ, ЧТО ЧИТАЮТ РОССИЯНЕ

Возглавляет рейтинг художественная литература (40%, +5 проц. пунктов к 2020 и +7 проц. пунктов к 2018 году), впервые за время измерений она обходит чтение новостей и сообщений в социальных сетях (37%).

Каждый третий (34%) за последнюю неделю читал профессиональную, научную или научно-познавательную литературу. Новости и новостные статьи в СМИ набирают 29% (−10 проц. пунктов к 2020, −8 проц. пунктов к 2018 году), блоги и популярные статьи в интернете – 22% (в 2020 – 29%, в 2018 году – 25%).

Каждый восьмой отметил, что ничего не читал (12%), среди старших поколений (оттепели и застоя) таких насчитывается 20-24% (vs. 1% среди зумеров).

Традиционное чтение в России остается популярным, несмотря на распространение цифровых медиа, но меняются предпочтения: интерес к художественной и профессиональной литературе в последние годы растет, а внимание к новостям и блогам снижается. Это может говорить об усталости от насыщенной информационной повестки и стремлении в свободное время читать что-то «для души» или «для ума», а не погружаться в пучину новостей.

57% респондентов читают для саморазвития, 40% – для удовольствия, каждый четвертый (23%) – по работе или учебе.

Чем моложе россияне, тем чаще они выбирают книгу как инструмент саморазвития (66% среди зумеров и 49% в поколении оттепели), а также с целью развлечься (49% среди зумеров и младших миллениалов и 32% среди поколения оттепели). При этом зумеры довольно часто читают, чтобы заполнить чем-то время (17% vs. 10% среди всех россиян).

Молодежь в целом более гибко подходит к выбору целей чтения: наряду с саморазвитием и развлечением они рассматривают чтение как способ расслабиться и переключиться, возможно, более разнообразно выбирая книги и темы. А чем старше поколение, тем реже оно воспринимает литературу как инструмент для развлечения и саморазвития.

В целом чтение в России по-прежнему выполняет важные функции для саморазвития, профессионального роста и отдыха, однако его популярность для этих целей снизилась в последние годы. При этом растет доля тех, кто читает, чтобы заполнить время или быстрее уснуть. Чтение начинает восприниматься как занятие для «фоновой» активности, без особой цели.

Фото: Freepik