«ВАЙБ» СТАЛО СЛОВОМ ГОДА ПО ВЕРСИИ «ГРАМОТЫ»
В экспертном голосовании за одиннадцать слов-кандидатов участвовали более четырехсот филологов из разных городов России. В острой конкурентной борьбе «вайб» обошел «скуфа» и «прилет», сообщает портал «Грамота.ру».
По итогам мягкого рейтингового голосования 124 балла набрал прилет, 229 – скуф, 256 – вайб.
Лингвисты Грамоты отмечают, что вайб появился в русском языке несколько лет назад, но именно в 2024 году продемонстрировал устойчивый рост упоминаемости и стал известен за пределами молодежных групп. Вайб – это настроение или атмосфера, которая исходит от человека, объекта, места или ситуации. Вайб может быть, например, хороший, мрачный, напряженный, заряженный, студенческий, южный, крутой. Слово имеет собственное словообразовательное гнездо (вайбить, вайбовый и др.).
Как и в прошлом году, «слово года» будет добавлено в метасловарь Грамоты – как результат признания носителями и специалистами его языковой значимости. Эксперты Грамоты подготовили для нового слова толкование и примеры употребления в разных контекстах.
В этом году, помимо основного слова года по версии Грамоты, были заявлены четыре специальных номинации: «Экономика и финансы», «Медицина и здоровье», «Информационные технологии» и «Культура и развлечения». Шорт-листы в номинациях оценивали более пятидесяти экспертов из профессиональных сообществ.
Победителями в номинациях стали: промпт (ИТ), подкаст (культура), микроРНК (медицина) и маркетплейс (экономика).
«В медицине трудно выбрать какое-то одно общее для всех слово. Но буквально на этой неделе я общался с коллегами и сказал про «Оземпик», который у всех на слуху, что это слово может войти в речь, как ксерокс или памперсы, и стать нарицательным, – прокомментировал выбор «медицинского» слова года завотделением кардиологии Ильинской больницы профессор Алексей Эрлих. – И тут же увидел его в шорт-листе! По-настоящему меня тронуло за душу слово «микроРНК»: за его открытие ученые получили Нобелевскую премию, появились препараты на их основе – и за ними действительно будущее».
Острую актуальность слова-победителя в номинации «Экономика и финансы» отметила руководитель пресс-службы СБЕРа Полина Тризонова:
«Маркетплейсы уже прочно вошли в нашу жизнь, и если жители крупных городов выбирают покупки онлайн исходя из соображений удобства и экономии времени, то в глубинке маркетплейсы буквально выступают окном в большой мир. Решив проблему доставки «последней мили», онлайн-ритейлеры стремительно превратились в крупнейшие бизнесы».
Фото: Freepik