Поделиться:

Батюшка-блогер о покаянии Или чему нам стоит поучиться у акул?

Подготовила Екатерина Ландина

Фото: Pexels.com и личный архив Владислава Берегового

           С известным батюшкой-блогером Владиславом Береговым мы собирались поговорить об Исповеди: как невоцерковленному человеку понять, что пора? Как правильно подготовиться к таинству и исповедаться искренне и, самое главное, – не останавливаться на достигнутом? Но разговор вышел разносторонним и вот уже ответы на вопросы: где современной девушке найти хорошего мужа, как избежать семейных ссор при покупке шубы, что считать чревоугодием – плавно вошли в интервью. Беседа закончилась анекдотом, что вполне привычно для отца Владислава. Недаром в своем инстаграм-блоге «Скорая духовная помощь» он шутит, что в детстве его укусил Петросян. Священник признается, что юмор помогает ему донести до аудитории более серьезные вещи о вере и православии.

           – Отец Владислав, по каким признакам светский человек может понять, что он нуждается в исповеди?

           – У каждого свой путь, но самый традиционный – голос совести, когда ты совершаешь какое-то нравственное преступление и убеждаешь себя в том, что все так делают, здесь нет ничего особенного, если не я, то кто-то другой. Ты думаешь, что нужно поступать не с точки зрения «хорошо или плохо», не против Божьих заповедей или по ним, а с точки зрения выгоды. Согласно нашей традиционной логике, хорошо – это когда ты украл, а плохо – когда у тебя украли. И вроде ты поступаешь, как все, но потом что-то как-то не спится, как-то не естся, что-то как-то радость пропала. Вроде все есть, а жить не хочется. Какой-то, можно сказать, экзистенциальный кризис. Но мы скажем по-другому, словами Шуфутинского «душа болит, а сердце плачет», – чтобы было более понятно.

           И ты пытаешься уйти от этих мыслей, развлечься: музыка, кино, алкоголь, сигаретки, кальянчики, пытаешься заглушить этот голос. Голос совести, который говорит: ты поступил неправильно, человека-то обманул, ему сейчас нехорошо, а может еще и бумерангом вернется… И все – радость пропала, счастье пропало, умение радоваться жизни, моменту. Утром ты просыпаешься и понимаешь, что помимо похмелья только хуже стало психологически, ты от проблемы убежал, но она никуда не делась.

Медитации являются обезболивающим: образно говоря, тебе ногу оторвало, нужно жгут наложить и операцию делать, а ты сделал анестезию и тебе хорошо. Медитации – как наркотик, от проблемы отвлекают, но не решают ее.

Владислав Береговой

           Если ты поинтеллигентнее, ты девочка, – ты идешь медитировать, йогой заниматься. Медитации являются обезболивающим: образно говоря, тебе ногу оторвало, нужно жгут наложить и операцию делать, а ты сделал анестезию и тебе хорошо. Медитации – как наркотик, от проблемы отвлекают, но не решают ее.

           И вдруг подружка тебе говорит или бабушка религиозная, или ты в воскресную школу ходила лет двадцать назад и думаешь, может, в храм сходить… И ты приходишь, и хорошо становится: слезки текут, душа раскрывается. К батюшке подходишь и говоришь: вот, такая беда у меня. И часа полтора в первый раз обычно рассказываешь, что случилось. Обычно это бывает оправданное воровство, измена, открытая ложь, аборты, обида слабых. Если беседа происходит в исповедальном духе, можно сразу покаяться. Батюшка читает разрешительную молитву и, поскольку это таинство, Бог действует благодатью: во-первых, прощает твой грех, во-вторых, дает силы впредь не грешить. То есть эту дыру размером со вселенную Бог закрывает собой, – такая у него традиция взаимоотношений с людьми. Человек потихоньку воцерковляется, идет после исповеди и земли под ногами не чувствует.
           
           – А как быть, если не видишь в себе греха?

           – Церковь зовет не только грешников каяться, поститься и бить поклоны. Молясь, мы разговариваем с Богом, и не только просим что-нибудь, мы хвалим Его, благодарим. В церковь можно и нужно приходить просто за радостью, за благодатью. Если ты не чувствуешь грехов, ничего страшного, – в другой раз почувствуешь. Просто приди в место, которое считается домом Божиим. Здесь – присутствие Божие, и оно все равно твоего сердечка коснется. По-хорошему, нужно не только участвовать в таинствах, но и стать членом Церкви, участвовать в тусовках и мероприятиях прихода, паломнических поездках, волонтерских проектах, обучаться на катехизаторских курсах, – веру надо знать. Если человека просто привести в храм и сказать – стой, молись, его хватит минут на 20, а потом будут не совсем приятные ощущения. Хорошо, чтобы была подружка, которая без излишней назидательности научила тебя жить во Христе, стать частью церковной общины. А там, глядишь, мужа найдешь или жену. Это оптимально для молодежи, которая думает, где нормального парня найти или девушку. Парни сегодня ответственности не хотят, только говорят о постели, а откажешь – сразу теряют интерес к тебе. А где найти нормального, который знает смысл слов: «ответственность» (за свои слова и поступки), «защита», «обеспечение»?


           – Бывает, напротив, открыл книжечку для подготовки к исповеди и нашел у себя все грехи, которые там есть, как быть? Страшно же предстать перед Господом, да и перед священнослужителем в первый раз?

           – Я бы посоветовал подальше держаться от таких книжечек или прочитать однажды и забыть. Христос дает нам всего Себя без остатка. Поскольку мы материальны, Он дает нам себя через определенные действия: хлеб и вино «прелагаются» в Тело и Кровь Христовы. «И причащаясь, будете иметь Меня в себе, а Я буду в вас, и будете иметь все в этой жизни с избытком», – говорит Христос. Бог дал нам все даром, всю полноту благ, нам ничего не надо делать, чтобы ощутить радость, получить спасение, утешение, – надо только подойти и взять.

           Нам кажется, что добрыми делами мы получаем благодать и Божье расположение, а совершая грехи, мы собираем на свою голову горящие угли. Но нет, Бог – только Любовь, просто мы, переставая любить наших ближних, закрываемся от Божьей Любви. А когда мы закрываемся от источника благодати, это не значит, что Бог на нас обиделся или нас наказывает. Не надо выискивать, что во мне не так: на Благовещенье гнезда вила, косы плела - ужас-ужас... Взаимоотношения с Богом представляются нам, как с учителем.

           – Как кстати уйти от «мелочного» выискивания грехов, с одной стороны, и не уйти в простое их «называние», как исповедаться искренне?

            – Абстрактно тяжело говорить. Но иногда человек просто кается в грехах и у него нет специфических вопросов, а ему надо, по-хорошему, дать совет прочитать главу из Лествицы о чревоугодии: «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве».

           – А есть ли грань, за которой начинается чревоугодие, или оно есть у всех?

           – У всех есть, потому что у него много лиц: нехранение постов, желание лакомства, когда ты ешь пищу неполезную, хотя вроде и постную. Это проблема и многих батюшек, на самом деле, ешь весь пост сладости какие-нибудь постные, да булочки с макаронами, вроде формально пост соблюдаешь, а по факту приносишь вред своему организму. Поэтому я всех призываю, кто хочет вести духовную жизнь, не вести ее самостоятельно, без духовника, потому что можно в такие дебри уйти, что навредишь и вере, и здоровью. Не без благословения священника исполнять посты и так далее.

Мы часто забываем и ведем себя, как дореволюционные бандиты, которые убивают и грабят человека, но сало из котомки не берут, так как идет Великий пост, – «что мы нехристи что ли»?

Владислав Береговой

           В конечном итоге мы слишком много внимания уделяем этим внешним вещам, есть очень простой индикатор – с Богом ты или нет, – это отношения с окружающими людьми. Как ты общаешься с ними, утешенными они уходят после общения с тобой, а не раздраженными и озлобленными на весь мир? Это главное, а мы часто забываем и ведем себя, как дореволюционные бандиты, которые убивают и грабят человека, но сало из котомки не берут, так как идет Великий пост, – «что мы нехристи что ли»? Это достоверный исторический факт, был такой судебный процесс.

           На самом деле и сегодня такое можно увидеть сплошь и рядом – мы пряник с сухим молоком в составе в рот не берем, а людьми заедаем – ого-го! Поэтому очень легко понять: христианин ты или нет – не по количеству молитв и поклонов, а по любви, по терпению, по радушию – улыбнись лишний раз, приободри человека, приобними, скажи ему комплимент!

         Иерей Владислав Береговой – руководитель Молодежного отдела Песоченской епархии Калужской митрополии, автор блога «Скорая духовная помощь» в Инстаграме

           – Мы незаметно ушли в тему поста, хотя она и актуальна. Но как все-таки правильно исповедаться?

           – Есть два подхода к Исповеди. Первый, когда приходишь к батюшке и говоришь – поступила так и так, но совесть говорит, что это неправильно, где я нарушила заповедь? Единственное, лирики поменьше, не надо приводить лишние подробности.

           Бывает, просто жаловаться человек приходит. Этого не должно быть, когда батюшка, как между Сциллой и Харибдой, и вроде утешить надо человека, но честным будет сказать ему: ты – «редиска», а не твои родственники. Приходится говорить: «давай посмотрим на ситуацию с другой стороны» или «попробуем больше так не делать»… Но такие беседы должны проходить вне богослужения.

           Если идет Великий Пост или любой другой праздник, когда у священника всего полтора часа, чтобы исповедать 100 человек, исповедь должна быть максимально краткой: согрешил унынием, тщеславием, раздражением, гордостью, гневом, эгоцентризмом, чревоугодием, где-то в конце некоторые говорят блудом. Тут батюшка может уточнить, чтобы понять, насколько большая проблема. Одно дело, если помечталось что-нибудь, другое, например, жене изменил или живешь в гражданском браке, – тогда священник не имеет права допустить тебя до Причастия, потому что Церковь считает это блудным сожительством. Правильная исповедь, когда ты уже проанализировал свой поступок, понял, что привело к греху и говоришь о том, что хочешь изъять из сердца.

           Например, поссорилась с мужем – это не грех. А если разобраться, почему? «А он мне шубу не купил», тут уже и зависть («У кого-то шуба есть, а у меня нет»), и гордость («Хочу, чтобы все мои подруги и начальница видели, что у меня шуба лучше, чем у них»), и тщеславие. Нет, чтобы сказать мужу: «Надо что-то тепленькое на зиму, есть несколько вариантов. Хочу посоветоваться с тобой, что мы сможем потянуть? Мне это нравится, а тебе? Ты большой, тебе видней», – муж растает и скажет, а покупай, что хочешь! Но это уже тема для отдельной статьи…

           – Часто мы от исповеди к исповеди повторяем одни и те же грехи, о чем это говорит и что делать?

           – Человек поражен греховностью. Если ты, например, материшься, и решил с этим бороться, ты не можешь в один день взять и прекратить. Но, если год назад ты вообще не думал, что ты сквернословишь, то вскоре осознал, и у тебя стало на одно ругательство в день меньше, а через полгода уже в половину уменьшил количество этих слов… По сути, ты каешься постоянно в одном и том же, но на деле с каждым разом совершаешь все меньше привычного греха. А борьба будет долгой, тем более у тех, кто перевел грех в разряд привычки, мы называем это «страсти». По словам апостола Павла, жизнь христианина – это жизнь подвижника, нельзя останавливаться. Как акула – если она остановится, она задохнется. Мы тоже должны быть такими духовными акулами, только не пожирая друг друга, а работая над собой, пожирая грехи, если хотите.

           – Какие еще грехи можно отнести к «трудноисправимым»?

           – Самые большие проблемы бывают в отношениях с близкими, здесь нужно читать что-то по психологии, учиться с людьми общаться. Нас в школе учат физике, химии, биологии и многому другому, но не учат разговаривать с людьми, не учат семейной жизни. А потом, например, не умеющие общаться друг с другом интроверты создают семьи, не понимая, зачем это надо. Есть хорошие психологи, книги, но не из разряда Карнеги «как завоевать партнеров, чтобы манипулировать ими», а из другой серии. 

Мы словом можем человека убить, а можем воодушевить, как много боли нам приносят оскорбительные, завистливые или насмешливые слова, особенно от родного человека…

Владислав Береговой

           Слово – один из даров Бога человеку, а мы иногда используем его не по назначению. Мы словом можем человека убить, а можем воодушевить. Как много боли нам приносят оскорбительные, завистливые или насмешливые слова, особенно от родного человека, – на десяток лет можно уйти в себя…. Но главное, чтобы в тебе было огромное количество любви и океан снисхождения, который может поглотить все копья, летящие в твой адрес. Это возможно только в тесной духовной связи со Христом – поглощать всю отрицательную энергию, идущую к тебе от других людей. И не только поглощать, но и делиться благодатью, как говорит преподобный Серафим Саровский «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Важно не только приносить каждый раз Господу на исповедь список грехов, рассказывать – «я плохой», но и приобретать добродетели.

           Если не можешь преодолеть какой-то недостаток, замещай его противоположной добродетелью. Ты скуп – замещай щедростью, глуп – учением, боязлив – упованием на волю Божью. Свято место пусто не бывает, как известно, нельзя освободиться от греха и ничем его не заместить. Есть известная евангельская притча, когда бес погулял и вернулся, захватив с собой семь других, еще более худших (Мф 12:45).

           – Как часто нужно подходить к Исповеди и Причастию?

           – Наших прихожан я научил каждую неделю приходить к Исповеди и Причастию, пять лет ушло на это. Они другие. У них скорбей – воз и маленькая тележка, но чувствуется, что они сильные и все преодолеют с Божьей помощью. А другой без Христа просто ломается, спивается или что-то еще. Бог помогает нам в буре, а не останавливает ее, буря продолжается, Он остается с нами в нашей лодке, спасает нас, но нам тоже надо что-то делать, надо грести, впустить Его в конце-конце в эту лодку. Чтобы не было, как в анекдоте:

           Наводнение, человек сидит на крыше дома, подплывает плотик, ему говорят – садись, а он – да нет, Бог меня спасет. Подплывает катер, он уже на трубе сидит, ему говорят – давай, есть одно место, на что он отвечает – нет, Бог меня спасет, я Ему всю жизнь служил, верил Ему. Тогда уже подлетает вертолет – нет, Бог меня спасет, я верю! Утонул, короче говоря. Идет с претензией к Господу Богу: Господи, я так Тебе верил, почему Ты меня не спас?! На что Бог отвечает: я тебе три раза посылал  плот, катер и вертолет, почему ты не воспользовался?

           У Бога нет других рук, кроме наших, и надо что-то делать!