Подготовила Анастасия Карташова
Фото Анастасия Карташова
Покаяние. Непростой, но такой важный для души процесс. Если растолковать данное слово, это не что иное, как добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке. Но все ли так просто? И почему у тех, кто начинает этот путь, возникает столько важных вопросов.
Мы поговорили со священником Иоанном Никитиным, служителем Храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове СПб.
– Почему необходимо открывать на исповеди свои ошибки и грехи священникам, то есть незнакомым людям? Почему то же самое нельзя сказать напрямую Богу?
– Здесь речь идет о Таинстве Церкви, которое называется Покаяние. Во время этого таинства «исповедающий свои грехи при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом» (Катехизис). Основание для совершения этого таинства Церковь находит в Евангелии. Апостолам Иисус Христос еще до Своей смерти и воскресения обещал дать власть прощать грехи (Мф.: 18.18). А после Своего воскресения дал им эту власть. (Ин. 20, 22-23). Священники являются продолжателями дела апостолов. Церковь и именуется апостольской. Так как в Церкви существует апостольское преемство, которое заключается в непрерывной цепочке рукоположений. О совершении таинства покаяния имеются свидетельства с древнейших времен, что зафиксировано в церковных правилах (52-е правило свв. Апостолов) и церковных писателях первых веков (св. Ириней Лионский, Тертулиан, Ориген и др.) Иными словами, Сам Иисус Христос дал указания для совершения этого таинства.
– Каясь в грехе, мы обещаем его больше не совершать. Однако как можно говорить, что чего-то никогда не совершишь, если мы говорим о пагубном действии, которое повторялось не один раз?
– Человек сотворен изначально идеальным, безгрешным. Грех вошел в природу человека с грехопадением. Это изъян, который человек приобрел. Поэтому церковь смотрит на грех не как на что-то естественное, а, наоборот, как на то, что противоречит людской природе, то, что искажает ее, затемняет образ Божий. А ведь каждый человек сотворен по образу Божию. После крестной жертвы Христа на Голгофе возможно вновь получить Рай, некогда потерянный. Вернее он уже наш. Каждый христианин уже в потенциале святой. «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом» (свт. Афанасий Александрийский). Именно через общение со Христом мы и раскрываем свой потенциал, как граждане Царства Небесного и становимся святыми только через Иисуса Христа.
С греческого грех – это ἁμαρτία (амартия) , буквально промах, не попадание в цель. Поэтому нужно осознать, что в тех или иных ситуациях мы поступаем не так, как было нужно, промахиваемся.
Но Бог никого никогда не заставляет с Ним быть. У человека есть свобода выбора. Непрестанная борьба со своими грехами и усилия к исправлению свидетельствуют о выборе в сторону Бога. Не своими усилиями и достижениями возможно искоренить грех, но только с помощью Божией. Нужно постараться, приложить все усилия, все, что от нас возможно, а недостающее восполнит сам Христос. Даже если мы понимаем, что будем продолжать совершать тот или иной грех, нужно все равно вести с ним борьбу. Все-таки разница есть: совершать постоянно одну и ту же ошибку и думать, что все равно это неизбежно, или учиться потихоньку не ошибаться и стремиться к совершенству. Святой это не тот, кто не грешит, а тот, кто кается.
– Почему в Церкви призывают человека к покаянию, но предостерегают от уныния? Разве покаяние в своих грехах не может привести к унынию?
– Настоящее покаяние сопряжено с надеждой на милосердие Божие. Словом покаяние переведено греческое слово μετανοία (метанойя), что буквально означает «перемена ума, изменение мысли». Здесь ум понимается в широком смысле этого слова. Речь идет о полном изменении жизни человека, которое поворачивает его к Богу. Покаяние – это процесс, который должен протекать на протяжении всей жизни христианина. К унынию обычно человека приводит или неверие в милосердие Божие или чрезмерное копание в своих грехах. Настоящее покаяние сопряжено не только со слезами сожаления о содеянном, плаче о грехах, но и с радостью от того, что Господь милостив и принимает кающегося человека, какой бы он поступок ни совершил. Не нужно на исповеди упоминать подробности греха. Это не приносит пользы.
С греческого грех – это ἁμαρτία (амартия), буквально промах, не попадание в цель. Поэтому нужно осознать, что в тех или иных ситуациях мы поступаем не так, как было нужно, промахиваемся. На исповеди достаточно только упомянуть названия греха, осознать, что это грех, что была совершена ошибка. Нужно осознать, что тот или иной поступок или привычка приводит к неблагоприятным во всех отношениях последствиям лично для меня и для окружающих. И обязательно нужно исправляться. Должна быть борьба. Но и тут может прийти уныние из-за того, что не все получается в этой борьбе, как этого бы хотелось. Нужно не забывать, что необходимо прилагать усилия. Чем ближе человек к Богу, тем больше он осознает себя несовершенным, греховным.
Христианин не просто старается не грешить, но он старается совершать добрые дела, злу противопоставлять добро. Не нужно чрезмерно зацикливаться на грехах, надо делать акцент на добрых делах. Это может уберечь от уныния. А очищая свою совесть в таинстве исповеди и с чувством покаяния приступая ко святому Причащению, христианин будет ощущать духовную радость и присутствие в своей жизни Воскресшего Христа.
– Как бороться с грехами в мыслях?
– Если в голову приходит промысел о грехе. Это еще не грех. Но когда человек принимает его, соглашается с ним, то это уже грех, уже недалеко и до дела. Нужно выработать навык заменять дурные мысли хорошими. Отвлекаться. Необходимо всегда быть занятым чем-то полезным, тогда и дурных мыслей будет меньше.