Поделиться:

Терапевтические сказки. Как скорректировать сложности поведения ребенка

Подготовлено редакцией издания «БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ» 

Фото: из архива Евгении Бахуровой

           Сказкотерапия. Часто ее сравнивают с «лечением сказкой». Популярность этого направления неизменно растет, что объясняется широкой функциональностью и универсальностью данного приема. Считается, что это один из самых доступных и эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. Так ли это на самом деле, как создаются терапевтические сказки и какое поведение способны исправить, мы поговорили с писателем-сказкотерапевтом Евгенией Бахуровой.

           Инфосправка:

           Евгения Бахурова, магистр лингвистики, преподаватель иностранных языков, журналист, переводчик художественной литературы, писатель, мама и волонтер. Автор более 80 книг (самоучители по изучению иностранных языков, обучающие и развивающие пособия для дошкольников и начальной школы, детская художественная литература). Автор ряда статей в научных журналах и периодической прессе, научный редактор материалов по лингвистике. Сотрудничает с ведущими журналами и издательствами. В детстве мечтала стать балериной и профессионально занималась хореографией. Любовь к искусству и прекрасному перенесла и во взрослую жизнь. Ведет научную деятельность, занимается вопросами психологии сознания, психо- и нейролингвистики, спикер конференций по вопросам семейного чтения, участник книжных выставок и фестивалей, сказкотерапевт.

           – Сказкотерапия – модное название. Всегда ли существовала сказкотерапия, не называясь таким термином? Были ли сказки наших предков поучительными, решали ли они какие-то вопросы и задачи, которые стояли перед детьми, людьми и семьями того времени или они существовали для развлечения? Известно, что некоторые сказки зарубежных писателей не просто не решали задачи, но усугубляли проблемы (сборники о страшных-ужасных чудищах...)

           – Безусловно, такого термина как «сказкотерапия» раньше не существовало, хотя сказки тоже имели своей целью воспитывать подрастающее поколение, деликатно направлять, на примере сказочных героев рассказывать, «что такое хорошо и что такое плохо». На мой взгляд, традиционные сказки наших предков имели в основе своей как досуговый, развлекательный, так и образовательный компоненты: чтение сказок (и любых произведений художественной литературы) было поводом собраться всей семьей в конце трудного трудового дня, дарило возможность побыть вместе, обсудить вопросы, поднимаемые автором в произведении, высказать свое мнение и выслушать мнения деток. Посредством беседы строились доверительные отношения.

Здесь из названия вытекает не только понятие, но и назначение сказок: сказки объединяются с медициной, то есть преследуют определенные лечебные цели.

Евгения Бахурова

           Конечно же, современные терапевтические сказки тоже обладают всеми этими свойствами. Но, на мой писательский взгляд, они более деликатны. Мы, писатели, тщательно выбираем языковые средства и образы, чтобы не испугать, не «нарисовать» жуткое чудище-страшилище и еще сильнее усугубить страхи или сложности детского характера, которые, собственно, посредством сказки родители и могут успешно корректировать.

           Если честно, термин «сказкотерапия» мне очень нравится: я, как лингвист, сразу хочу узнать происхождение того или иного слова, с которым сталкиваюсь впервые. Здесь из названия вытекает не только понятие, но и назначение сказок: сказки объединяются с медициной, то есть преследуют определенные лечебные цели. На одной из конференций читатели интересовались: «А вы по первому образованию – врач-терапевт?» Получается, мне действительно удается облачаться в белый халатик и использовать терапевтические сказки в качестве сладкой микстурки.

           –  Что нужно для того, чтобы родилась терапевтическая сказка? Идея и компьютер?

           – Для появления не просто сказки, а терапевтической, преследующей определенные лечебные, исцеляющие или оздоравливающие цели, в графе «Дано», как у задачки по математике, должны быть определенные данные. Их мне удалось вывести опытным путем, но сначала складывать этот паззл было непросто.

           Серию терапевтических сказок, над которой я сейчас работаю в издательстве «Стрекоза», великолепно отрисовала художника Екатерина Варжунтович, и она как раз и помогла мне изобразить схему рождения терапевтической сказки вот в таком веселеньком коллаже:

           Получается, что нам непременно требуется некий непослушник (один дерется, другой – игрушки у друзей отнимает, третий берет чужое без спроса, четвертый … ), потом подключается писатель, ведет наблюдение за поведением «пациента», собирает анамнез, анализирует симптомы и клиническую картину (может взять анализы ;), начинает генерировать идеи и обдумывать сюжет – и вот уже через некоторое время рождаются главные герои и новая лечебная история. Вообще, работа над терапевтической сказкой подразумевает еще больший простор для творчества (но и требует больших временных ресурсов), нежели над обычным произведением художественной литературы, и это мне особенно нравится.

           – Вы создаете терапевтические сказки и подробно их продумываете. Поделитесь, из каких этапов состоит написание сказки?

           – Любая сказка несет в себе определенный посыл или месседж: без месседжа нет сказки. Если есть проблема (допустим, ребенок дерется, и вы хотели бы от этой проблемы избавиться), значит, должно быть и решение (или в данном случае лечение) – и тут волшебная терапевтическая сказка спешит на помощь. 

           1. Процесс написания сказки начинается с обозначения проблемы. Допустим, пишу сказку про зависть и завистников: для самих завистников, про таких же завистников и их родителей, которые на примере сказочных героев хотели бы помочь своим малышам скорректировать поведение.

           2. Далее у меня в голове возникает некая задумка: на начальном этапе она еще не четкая, я только прощупываю границы и варианты.

           3. Затем выбираю тему и думаю о названии. Открою секрет: название может несколько раз меняться. Если сначала оно «рабочее», то к моменту сдачи материала в печать превращается в финальный, окончательный вариант.

           4. После того, как рабочее название выбрано, начинается этап обдумывания образов главных героев: я думаю, кто бы мог выступить в качестве главных действующих лиц и пробую визуализировать их образы. Герой должен быть симпатичным – таким, чтобы художник мог эффектно его изобразить. Это немаловажное условие при выборе: здесь писатель и редактор работают в тесном контакте, происходит активное обсуждение и поиск идеального образа. Происходит подбор художника-иллюстратора. Это требует особого мастерства: ведь у каждого иллюстратора свой неповторимый стиль.

           5. Набрасываю черты характера, прорисовываю ситуации, благодаря которым можно достичь желаемого терапевтического эффекта.

           6. Самый длительный этап – работа над текстом.

           7. Многократная вычитка: вслух и про себя, на разные голоса, для себя и для аудитории, в разное время дня. Очень любопытен тот факт, что один и тот же текст воспринимается по-разному в разное время суток! Заметила эту деталь в этом году после того, как подряд написала пять рукописей. Надеюсь, со мной все в порядке :).

           8. Отправка рукописи редактору и финальные правки после его анализа текста.

           9. Книжка, наконец, отправляется в типографию, и мы всей издательской командой с нетерпением ждем ее выхода примерно через месяц.

           – Нужно ли родителям прибегать к помощи психологов, психотерапевтов, прежде чем приступать к сказкотерапии со своими детьми?

           – Я бы назвала этап сказкотерапии начальным, вводным и поэтому щадящим. Это первое средство, к которому может прибегнуть мама для коррекции сложностей поведения своего ребенка. Любая мама может вооружиться сказкой и попробовать провести «сеанс» со своим ребенком. Здесь главное – настрой на результат, желание и умение вдумчиво разобрать текст (я бы советовала мамам сначала прочесть книжку самим, чтобы понять, что хотел донести автор, и, возможно, расставить свои личные акценты). Мама может отметить те черты характера главного героя, которые автор описывает как второстепенные – возможно, именно для нее и ее ребенка они выйдут на первый план. 

           То же самое и с ситуациями, в которые попадает герой. Это как с дозировкой лекарства: нужно подбирать индивидуально. Таким образом, любая мама может начать с терапевтических сказок, и уже потом, если потребуется, обратиться за помощью к специалисту-психологу. Либо можно работать параллельно, как говорится, по всем фронтам, что было бы эффективнее.

           – Расскажите о главной героине ваших терапевтических сказок, жабке Клавке? Какая она? Почему именно жабка?

           – Главной героиней серии моих терапевтических сказок стала жабка по имени Клавка. Она точно такая же хитрюжка и непоседа, иногда разбойница, иногда непослушница, как и все детишки на разных этапах своего взросления. Проживая различные ситуации вместе с симпатичной Клавкой, малыши учатся расставлять приоритеты, избавляться от дурных привычек и паттернов поведения, учатся дружить и ценить родных и тех, кому они дороги. Почему именно жабка? Этот вопрос мне задают постоянно. При выборе героя хотелось пойти от обратного: ведь зайчика или щеночка полюбить просто, а вот проникнуться симпатией к жабе – это уже задачка посложнее! А если серьезно, то Клавку просто невозможно не полюбить: она такая открытая, искренняя и непосредственная.

           Анонс от автора:

           Если вы живете в Москве или будете в столице 17-20 июня, мы с жабкой Клавкой (мягкую игрушечную Клавдию сшила специально для этого события кукольных дел мастер Анна Снежина!) ждем вас на Красной площади 17 июня в 20:00, где в рамках одноименного книжного фестиваля пройдет наше выступление: мастер-класс для детишек под названием «Три сестрички - вредные привычки». Вас ждут веселые активности, интерактивное занятие для детей, автограф-сессия и презентация серии терапевтических сказок про шалунишку жабку Клавку от издательства «Стрекоза» и Евгении Бахуровой.

           Давайте читать вместе :)

           Ознакомиться с библиографией автора можно здесь: