Подготовила Евгения Бахурова
Фото: Pexels.com
Все мы люди занятые. Приходится крутиться, выкручиваться и изгаляться. А в сутках всего 24 часа. А пара рук – одна, пара глаз – одна, да и мозг – как ни крути – тоже один. Как тут быть? Делать все наполовину и оставлять «до лучших времен»? Признать, что в чем-то ты лузер? Есть менее травматичный способ: делегирование своих дел другим людям. Волнуетесь? Стесняетесь попросить? Все в порядке, это нормальная практика.
Решись попросить
Современные психологи считают, что делегировать свои обязанности – это нормально. Пора отойти от практики «идеального человека/специалиста/мамы/и т.д., который все-все-все делает сам и только сам. Потому как выполнить, к примеру, двадцать задач за день бывает очень сложно, и даже составление расписания и высокая степень самоорганизации не помогают, – ведь мы физически не можем быть в двух местах одновременно! Известный психолог и публицист Людмила Петрановская даже давала интервью на эту тему: «О детях по-взрослому. Лайфхаки для работающей мамы». Эти советы вполне можно перенести и на другие сферы жизни, не только детско-родительскую. Посмотрите при желании.
Наверняка каждый из вас слышал эту фразу: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо – сделай это сам». Безусловно, иногда так и есть. Мы не станем бросаться в крайности и призывать, к примеру, заниматься самолечением, если это должен делать доктор. Речь о другом. Когда на тебя каждый день наваливается сотня дел, которые ты ВПОЛНЕ можешь делегировать другим людям: партнеру, родителям, детям, водителю, няне, помощнице по хозяйству, повару и т.д. Если у вас не хватает времени завезти после работы собаку к грумеру – подыщите человека, который сможет сделать это за вас в течение рабочего дня. Не успеваете забирать детей из школы – может быть, пора задуматься о няне или попросить помочь соседку, которая уже давно на пенсии и будет не прочь немного подзаработать? Не успеваете приготовить ужин? В крупных городах есть сервисы доставки готовой еды на любой вкус и кошелек: от диетической до кошерной.
Нужно спокойно сказать себе: «Успокойся. Ты не обязана все тащить на себе. Есть люди, которые могут взять часть на себя, и ты не станешь от этого хуже/дурнее/беспомощнее». Ведь темы статей не просто так приходят ко мне в голову. Этим летом и я, раньше вся из себя такая всесильная и самостоятельная, поняла, что я готова делегировать часть своих обязанностей другим. И стало легче!
В 20 лет мы боимся, как бы что о нас не подумали. В 40 лет нам становится все равно, кто что о нас может подумать. В 60 мы понимаем, что все это время никто о нас ничего и не думал!
Как распределять
Если вы, как и я, находитесь на точке кипения, значит, это тот самый момент: пора осмотреться вокруг и принять решение: вот это дело я вполне могу перепоручить этому человеку, а вот это – тому. Здесь главное условие – это доверие. Человек должен быть проверенный. То же самое и с сервисами. Выбирайте по отзывам знакомых (или просто отзывам, не ленитесь, читайте в сети, наводите справки), не доверяйте сомнительным личностям. Хотя, я уверена, у вас с этим все в порядке.
А как решить, какие дела можно делегировать, а какие – нет? Я использую такую тактику:
– Составляю расписание на рабочую неделю. Отдельно – расписание не выходные.
– Выделяю срочные дела, которые требуют моего личного участия.
– Выделяю срочные дела, которые не требуют моего личного участия.
– Честно пишу, какие дела мне самой НЕ успеть сделать.
– Отмечаю из оставшихся дел те, которые могут подождать.
– Для срочных дел (на ближайшие дни) подбираю тех людей или сервисы, которые могут меня заменить.
– Обязательно для подстраховки планирую на несколько дней ВПЕРЕД.
Кто помогает?
А теперь давайте конкретно о тех, кто может помогать нам и сэкономить время, нервы и здоровье (как самые НЕвосполнимые ресурсы).
– Сервисы такси. И не нужно просить кого-то подбросить тебя/если машина в сервисе.
– Соседи. Могут помочь присмотреть за детьми или забрать их из сада/школы. Можно также договориться о выполнении простых поручений: к примеру, отнести/забрать вещи из химчистки, следить за поливкой дома цветов и растений.
– Сервисы доставки готовой еды. Я поняла, что ненавижу готовить – не сам процесс, а тот факт, сколько моего полезного времени он сжирает – когда я могла бы быть продуктивной в своей профессиональной сфере. Думаю, все работающие женщины со мной солидарны.
– Использование кухонной техники типа мультиварки. Вещь! И ей тоже можно делегировать! Вечером забросил смесь продуктов – утром у тебя каша или запеканка уже готова.
– Робот-пылесос! С восклицательным знаком. Тоже очень разумная и очень умная вещь. Спокойно поручите ему уборку – сделает. Возможно, проглотит пару мелких деталей. Зато весело. :)
– Бабушки и дедушки. Если они, конечно, согласны и чувствуют себя готовыми морально и физически помочь.
– Партнер. Попросить заехать за продуктами, записать ребенка к врачу, сходить вместо вас на собрание в сад/школу – вполне.
– Сверхважный проф.персонал: няни, водители, помощники по хозяйству, мастера маникюра, сантехники, «мужья на час», мастерицы (подшить те же шторы), сборщики мебели (инструкции могут быть вполне понятны, но на деле я лично не готова убивать на сборку 4 часа), грумеры (хотя, есть люди, которым нравится лично стричь питомца).
Наверняка вы сможете самостоятельно продолжить этот список. Начните с одного пункта и следите за личной реакцией: есть принятие – нет принятия. Обычно после делегирования уже пары обязанностей становится проще.
В заключении о себе
Я шаг за шагом научилась просить людей помочь. А раньше очень стеснялась. Боялась, что «обо мне что-то подумают», «разоблачат в моей неидеальности». Сейчас самой смешно. Но как выяснилось (а говорила об этом известный социальный психолог, профессор Колумбийского университета Светлана Комиссарук): «В 20 лет мы боимся, как бы что о нас не подумали. В 40 лет нам становится все равно, кто что о нас может подумать. В 60 мы понимаем, что все это время никто о нас ничего и не думал!» Вот я и живу: сегодня и сейчас, и прошу помочь, когда это требуется. Присоединяйтесь.