Поделиться:

Почему подросток ничего не хочет?

Подготовила: Евгения Бахурова

Психолог-консультант: гештальт-терапевт Мария Виноградова

Фото: cottonbro, Рexels.com

«Ну что же ты снова в обнимку с телефоном… Может, погулять выйдешь?» – предлагает мама. «Да не хочу», – отвечает ей ребенок. Нет, точнее, уже не ребенок, но еще и не взрослый. Еще подросток. На большую часть предложений заняться чем-то – в ответ угрюмая мина или утомленное лицо, будто кирпичи всю ночь загружал.

– Погулять?

– Неохота.

– Пошли вместе побегаем?

– Да ну-у!

– Пыль протрешь?

– Не хочу…

– За хлебом сбегай?

– Ну ма-а-ам!...

           Это что? Лень? Апатия? Или подростковая депрессия? С этим можно что-то сделать?! – задаются вопросом обеспокоенные родители. Я оптимист, и поэтому – наверняка можно. Узнаем.

           Зависит от угла зрения

           У меня двое подростков, и такие картины с «отсутствующим» взглядом глаз мой лицезреет нередко. Бывает, сидит то один, то второй, погруженный своей игрой в планшете. О'кей. Абстрагируемся и рассмотрим ситуацию со стороны. Что видит родитель? Что ребенок ничего не делает. Он поглощен игрой. Нет бы пойти подышать свежим воздухом, погода-то какая, да? Но, со стороны подростка, – он весь в игре, где ему интересно познавать что-то новое, где он учится выполнять задания, преодолевать препятствия, себя, опять же. А на улице что? Он ведь и в прошлую осень листья эти разноцветные уже видел! Согласны? Это уже с ЕГО стороны МЫ с вами несовременные, НЕ понимаем и НЕ разделяем его интересов. Пресловутая разница поколений! В чем-то ведь он прав. Я не побоюсь крамольной фразы: многие взрослые до сих пор продолжают считать себя умнее детей. А дети по природе своей умны и любознательны. Им просто нужна направляющая рука, которая покажет: «Направо пойдешь – …. , налево пойдешь…», – понимаете?

Важно дать ребенку отдохнуть и собраться с силами. Не давить. «Ничего-не-хотение» пройдет, ведь по природе человек любознателен и стремится к самореализации.

Мария Виноградова

           Поэтому часто полезно просто оставить подростка в покое. У него и без нас, обеспокоенных взрослых, сейчас сложный период в жизни. Печальный факт – подростковый возраст – действительно самый сложный период. Меняется физика тела, пляшет гормональный фон и как следствие – неустойчивое психоэмоциональное состояние.

           Семейный психолог, гештальт-терапевт Мария Виноградова (г. Москва) поддерживает мои интуитивные догадки и рекомендует: 

           «Важно дать ребенку отдохнуть и собраться с силами. Не давить. «Ничего-не-хотение» пройдет, ведь по природе человек любознателен и стремится к самореализации. Поэтому важно сохранять спокойствие и доброжелательный настрой». 

           Если мы начнем кричать друг на друга и требовать подчинения, это далеко не экологичное общение.

           Лень или не лень?

           Нам часто кажется, что все дело в лени. Обленились, мол, подростки, сидят на шее и ножки свесили. И понесло-о-ось: конфликт, искры летят: ты вот сидишь, ничего не делаешь, а вот я в твоем возрасте…

           Мой старший уже научился мне логично отвечать в духе: «Ну ты сравниваешь! Времена были другие! Жизнь другая была. И люди». Отстаивает свои границы, аргументирует. У вас так же? Когда сынулька отвечает мне в таком духе, с меня мигом спесь слетает, и в глазах гордость за него загорается.

           А вот что Мария Виноградова поясняет о «подростковой лени»:

           «Под ленью может скрываться другая, более важная и глубокая причина. Например, страх: подростки очень уязвимы из-за своего промежуточного состояния, поэтому им очень важна поддержка сверстников, родителей и наставников. Если такой поддержки не хватает, ребенок просто боится выходить к миру один на один и проявлять активность, просить, общаться, настаивать. Другой причиной страха может быть отсутствие позитивного примера в семье (оба родителя недостаточно социализированы, избегают людей). Тогда подросток боится повторения этой истории и не начинает действовать. Третья причина: так называемый страх успеха. Ребенок знает, что может добиться чего-то, но не знает, что потом делать (если он станет заметнее своих друзей, как обойтись с их завистью, дистанцированием?)»

           И другие причины

           А еще причиной так называемой «лени» может стать стыд. Как мы уже говорили, подросток меняется, и он может стыдиться своего стремительно меняющегося тела, сам не узнавать свой голос, – в результате тревожится и фантазирует, что его такого мир точно не примет, поэтому и бездействует. Нет действия – нет контакта с миром. Нет контакта – ребенку спокойнее. «Не буди лихо, пока лихо спит».

            Как ни банально это может прозвучать, но причиной нежелания что-то делать может быть и элементарное отсутствие знаний: подросток просто не знает о существовании направлений, в которых мог бы приложить свои таланты. Вот и залипает в гаджетах. Не зря сейчас появилось столько возможностей (в том числе, онлайн) для профориентации подростков. Мой сын занимается, это очень полезные вещи. Даже у меня иногда глаза расширяются, когда я читаю, скажем, всего лишь список актуальных сейчас профессий! О многих я даже не слышала. Поэтому разговаривайте с подростком, предлагайте методом проб и ошибок, чем бы он хотел заняться – не то, так другое. Можно также познакомить его с друзьями семьи, работающими в разных областях – ведь наглядным примером заинтересовать проще.

           А еще причиной «лени» может быть… усталость. В силу быстрых перемен в организме, мозге и психике подросток нуждается в дополнительном отдыхе. Сам себя проконтролировать он еще не может: ведь сейчас, в подростковом возрасте, только-только начинают развиваться доли мозга, ответственные за самоконтроль (11-14 лет). Зато зона, ответственная за удовольствие пашет на все 200%. Поэтому и получается: невыспавшийся, недовольный, уставший ребенок, к которому еще и пристают и что-то доказывают «предки». Мне вот не понравилось бы, если бы меня так называли. А вам?

           Дописав этот материал до конца, поняла, как же нашим подросткам сейчас непросто.