Поделиться:

Наталья Ремиш: «Про Миру и Гошу» и как научить детей строить диалог?

Подготовила Екатерина Вопилова

           Отношения между детьми и родителями – тема, которую можно обсуждать бесконечно. Безусловно, самое ценное, что мы можем дать своему ребенку – это безграничная любовь, то чувство, которое послужит ему опорой на протяжении всей жизни. Только вот как быть с вопросами воспитания? Ведь жизнь состоит из множества ситуаций, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу. Словно кирпичики, они медленно, но верно складываются в единое целое, а мы становимся свидетелями удивительного процесса взросления маленького человека. 

           Как же понять, что именно нужно делать, чтобы воспитать ребенка правильно и при этом сохранить с ним доверительные отношения?

           «Про Миру и Гошу»

           Мультфильмы – одно из самых популярных детских развлечений. Однако ни для кого не секрет, что они могут вредить детской психике. Считается, что при чрезмерном их просмотре дети становятся более агрессивными, непослушными, нервными и даже могут отставать в развитии.

           Как и во всем, здесь важен разумный подход. Среди современных мультфильмов немало обучающих, наполненных смыслом произведений, которые будет не страшно, а даже полезно показывать своему ребенку, а еще – смотреть мультфильмы вместе. Во время такого просмотра можно обсудить то, что происходит на экране, поделиться своими мыслями о персонажах, тем самым сблизиться с ребенком, провести время вместе.

            Однажды я познакомилась с одним прекрасным мультфильмом, который можно смело рекомендовать для просмотра как детям, так и их родителям – «Просто о важном. Про Миру и Гошу».   В центре мультсериала – жизнь обыкновенной семьи с двумя детьми и собакой. Мальчик Гоша и его младшая сестра Мира сталкиваются с разными ситуациями – в школе, дома, на детской площадке. И всякий раз ребята обязательно находят решение (с помощью мамы и папы). А все потому, что в этой семье принято РАЗ-ГО-ВА-РИ-ВАТЬ. Да, казалось бы, так просто. Но умение строить диалог, готовность выслушать другого и постараться понять становится настоящей суперсилой, с которой семье любые трудности нипочем.

Что делать, если тебя без причины обижают сверстники? Если принцессой называют не тебя, а младшую сестру? А как быть с фразой «мужчины не плачут», а ты мальчик и у тебя слезы на глазах?

Наталья Ремиш

           Автор мультфильма – Наталья Ремиш, писательница, журналист, продюсер, она воспитывает четверых детей и живет в Амстердаме. В 2015 году Наталья вышла замуж за мужчину, который один воспитывал двух девочек. Затем у пары родились еще две дочери. По словам Натальи, очень скоро она столкнулась с тем, что информации о том, как объяснить ребенку его чувства и чувства других людей, практически нет. Таких вопросов, с которыми сталкиваются дети и родители каждый день, очень и очень много. Что делать, если тебя без причины обижают сверстники? Если принцессой называют не тебя, а младшую сестру? А как быть с фразой «мужчины не плачут», а ты мальчик и у тебя слезы на глазах?

           Мультсериал создается при поддержке психологов. В каждой серии поднимаются важные темы, о которых можно и нужно говорить с детьми — открыто, доверительно, на понятном для них языке. Кроме того, сами истории увлекательные и веселые, во многих из них маленькие зрители узнают себя. 

           Уважение – прежде всего

           Чуть позже я узнала, что Наталья Ремиш – известный блогер, знакомый многим современным родителям, которые интересуются вопросами эмоционального интеллекта детей, отстройки личных границ и многих других важных тем. В своих текстах автор затрагивает самые разные аспекты взаимоотношений внутри семьи: хвалить или не хвалить детей и как это делать, как справиться с тревогой и помочь пережить это чувство ребенку, как реагировать на проявления злости, стоит ли обнимать/целовать своего ребенка, если он против.

           Так, в одном из своих постов Наталья предлагает подвергать сомнению каждое «должен» и «нельзя» в общении с ребенком. Ведь если задуматься и понаблюдать за собой, эти слова звучат в нашей речи в течение дня практически постоянно. Но так важно порой остановиться и ответить прежде всего самому себе «А почему нельзя?», «А действительно ли должен/должна?».

           Кроме мультфильмов, Наталья издает и книги. Серия книг «Просто о важном» помогает говорить с ребенком на сложные темы: толерантность, отношение к старикам, зависть, смерть. Истории, построенные на самых разных жизненных ситуациях, помогают детям и родителям лучше понять друг друга и стать ближе. Дело в том, что ребенку до семи лет сложно регулировать свои эмоции, и наша задача как родителей – научить детей ориентироваться в мире эмоций, помочь понять себя и окружающих на каждом возрастном этапе. «Мир начинается с эмпатии» – говорит Наталья Ремиш в предисловии к своей книге «Просто о важном. Вместе ищем ответы на сложные вопросы».

           Психолог Татьяна Цыварева, главный редактор канала «Карусель», приводит в книге Натальи следующий пример. Нужно хотя бы раз задать ребенку вопрос «Почему ты не хочешь?». Например, в ситуации, когда ребенок не хочет надевать шарф, можно спросить «Почему не хочешь? Колючий? Туго? Мешает?» Принять ответ как есть и взять шарф с собой на прогулку и, если малыш замерзнет, надеть. Самое главное – учиться слушать и слышать ребенка, даже сквозь его бесконечные «не хочу и не буду».

           Взляд Натальи на общение с детьми вдохновляет, заставляет задуматься и мотивирует каждый день расти над собой. Часто хочется прикрикнуть, пристыдить ребенка, использовать манипуляции и угрозы. По мнению Натальи, это путь в никуда. Если мы действительно хотим построить доверительные отношения с собственным ребенком, нам нужно учиться проявлять уважение к его чувствам.

           Злость – плохое чувство?

           «Я уже давно перестала делить чувства так. Есть радость, – она хорошая. Есть злость, – она плохая. Нет, это не так. Просто нам очень сложно переносить гнев своих детей, особенно когда кидаются предметами и бьют по голове. Нам и свой гнев тоже дается трудно», – говорит Наталья Ремиш.

           Эмоции – неотъемлемая часть нашей жизни. Научиться проживать их, управлять ими – задача непростая даже для взрослого человека, не говоря уже о ребенке. Дело в том, что маленькому человеку с незрелой психикой очень трудно контролировать свои действия, когда он злится.

           Гнев – это не «плохое» чувство. Даже совсем наоборот, оно очень важное, потому что помогает понять, какие у человека потребности и какие у него границы. Злость – это не то, что следует любыми средствами убрать, вытеснить, запретить. Конечно, это некомфортное чувство, его тяжело переносить, но от этого оно не становится «плохим».

           Ключевой момент, который необходимо донести ребенку – я имею право испытывать злость и любое другое чувство. Важно то, как я его выражаю. Например, недопустимо драться, делать больно другому. Что же делать, если злишься? Вариантов, которые можно предложить – много. Потопать ногами, уйти в другую комнату и побыть одному, порычать, порвать лист бумаги на мелкие кусочки. Все это позволяет «выпустить пар», но при этом учит проживать эмоции экологично, без вреда для окружающих.

           Что удивительно, именно серия мультфильма «Про Миру и Гошу», посвященная злости, набрала рекордное количество просмотров. Настолько важна и актуальна оказалась эта тема как для детей, так и для родителей.

           Наказания vs Последствия

           Наверное, один из самых насущных вопросов в воспитании детей – наказывать или нет? И если да, то как? Наталья Ремиш, говоря о теме наказаний, очень скептически относится к их использованию, предлагая взамен последствия. Что это такое? Это когда ребенок учится понимать, к чему приводит его действие (или бездействие). Например, он напрочь отказывается убирать игрушки перед сном. В качестве естественных «последствий» можно объяснить, что в этом случае придется укладываться спать без чтения сказки перед сном, так как родителям придется убираться в комнате. 

Метод естественных последствий помогает ребенку сталкиваться с непосредственными результатами своих поступков, развивает критическое мышление, учит думать и самостоятельно делать выбор.

Екатерина Вопилова

           Или другой пример: на детской площадке ребенок отбирает у всех игрушки, толкается и вообще очень некрасиво себя ведет по отношению к другим детям. На призывы родителей вести себя прилично не реагирует. В этом случае решением может быть отправиться гулять в другое место, где не будет других детей. Возможно, ребенку не захочется проводить время одному и он решит остаться и попробовать играть так, чтобы всем было весело.

           Вариантов может быть очень много, все зависит от контекста. Суть в том, что метод естественных последствий помогает ребенку сталкиваться с непосредственными результатами своих поступков, развивает критическое мышление, учит думать и самостоятельно делать выбор. В отличие от наказаний (запретить мультики на месяц, оставить ребенка без прогулок на неделю, не говоря уже о физических наказаниях и лишении общения с родителями), которые вызывают только еще больший протест, запугивают и унижают. «Наказания – это истерика родителя, когда он не может договориться с ребенком», – утверждает Наталья Ремиш.

            «В своем уме»

           А еще, помимо создания добрых мультфильмов, Наталья Ремиш собрала классную команду неравнодушных людей и открыла клуб легкого родительства, который называется «В своем уме». Цель сообщества – сделать родительство легким и радостным, помочь разобраться в самых разных вопросах. Все полученные средства от клуба идут на создание мультфильма «Про Миру и Гошу».

           Желаем вам осознанного и радостного родительства и теплых взаимоотношений с вашими детьми!

          

Наталья Ремиш