Поделиться:

Профессиональные династии. Хорошо или плохо?

Подготовила Евгения Бахурова

Психолог-консультант: к.п.н, арт-терапевт Наталья Бербер

Фото: Анастасия Шураева, Рexels.com

           Наверняка вы знакомы с рядом известных профессиональных династий: к примеру, семейство Запашных в цирковом мире и Бондарчуков в сфере кинематографа, врачебная династия Вишневских, предприниматели Демидовы и Елисеевы, а еще Багдасаровы – династия укротителей тигров. И это только те, чьи имена и фамилии на слуху. И если раньше во главе стояли социально-экономические причины, то теперь, при обилии возможностей и выбора для молодежи многие все равно предпочитают проторенную дорожку – идти по стопам отцов. Уж не гены ли здесь замешаны? Или какие-то особенности психики? Мне стало любопытно узнать, почему дети выбирают ту же профессию, что и их старшие? Что ими движет? Делают ли они это подсознательно или осознанно? Давайте разбираться вместе.

           По стопам отцов

           Есть такая английская поговорка: «Like father, like son» (Каков отец, таков и сын/Яблочко от яблони недалеко падает), наглядно отражающая суть: отец – столяр, сын – столяр; мать – актриса – дочь актриса. На самом деле, раньше именно так все и было. Ребенок профессионального артиста рос за кулисами и с младых ногтей впитывал аспекты мастерства: ненавязчиво, естественно, логично. То же самое и с представителями рабочих профессий: наблюдая, как работает отец-столяр/повар/кузнец, сын учился и, помогая родителю, к подростковому возрасту (а то и раньше) становился достойным продолжателем профессиональной семейной династии. Ведь обучение в университете было прерогативой элиты, да и в имеющихся столярному делу точно не учили.

           А что сейчас? Хочешь – иди учиться в университет, хочешь – получай профессиональное образование, хочешь – сперва поработай, поищи себя и профессию по душе. Но все равно остается та же тенденция, что и раньше: дочь балерины с большой долей вероятности тоже выберет хореографию, сын художника уже чуть ли не с годовалого возраста почти профессионально держит в руках кисть, а дети журналистов «почему-то» отлично пишут сочинения в школе. И почему?

           А давайте зададим этот вопрос профессиональному психологу, арт-терапевту, кандидату психологических наук, Наталии Бербер. Она уж точно знает, что, как, зачем и почему.

           – Наталья, поясните, пожалуйста, чем обусловлен тот факт, что дети выбирают профессию родителей? Есть ли какие-то определенные причины психологического толка?

           – Причины во многом те же, что и раньше. Влияние среды на развитие личности по-прежнему никто не отменял. Ребенок, выросший в определенной среде, которую формируют родители, увлеченные своей профессией, впитывает родительскую систему ценностей. Родители – профессионалы (хотят они этого или нет) демонстрируют ребенку живую эмоциональную вовлеченность в профессию. Они страдают и радуются за свои профессиональные достижения, обсуждают различные интересные им темы, приглашают в дом друзей-единомышленников. При этом они могут внушать ребенку совсем противоположное: «Не вздумай идти по моим стопам!», но демонстрация их насыщенной и счастливой профессиональной жизни призывает ребенка как раз выбирать именно родительскую профессию. Повзрослевший молодой человек, выросший в такой одухотворенной профессиональной среде, вполне осознанно может продолжить династию, достигая ощутимых результатов и чувствуя себя частью семьи и профессионального сообщества одновременно.

           – Но есть подводные камни…

           – Да, может случиться так, что родители и прародители, принадлежащие к одной профессии, невольно создают некую замкнутую систему «МЫ». Мы – династия учителей, и, если ты хочешь быть принятым среди нас, ты тоже должен (!) продолжить нашу славную традицию. Здесь все уже решено за ребенка: либо ты с нами, либо ты против нас.

           И зачастую ребенок старается оправдать ожидания родителей и тем самым заслужить их любовь. Хотя у самого ребенка мечты могут быть совсем иными.

В процессе взросления молодой человек может сам совершать тот или иной выбор в своей жизни, творчески перерабатывать и окружающую действительность, и традиции своей семьи, соотнося их со своими ценностями и жизненными стратегиями.

Наталья Бербер

           – Так почему же дети, выросшие в определенной профессиональной династии, все же не со 100% вероятностью выберут профессию своих старших?

           – Иногда бывает так, что взрослый так поглощен своей профессией (его растворение в ней настолько велико), что его ребенок, пережив в детстве одиночество, отсутствие или ограниченность родительской заботы и любви, вполне определенно для себя решает не соприкасаться с семейной профессией и «идет» в противоположную сторону. Таким образом, имеет место протест против семейных устоев. И еще стоит упомянуть так называемую в психологии «неадаптивную активность». Это значит, что человеку свойственно выбирать более трудные пути решения задачи, непроторенные тропы своего жизненного пути. Таким образом, ребенок может выбрать свой индивидуальный стиль жизни даже вопреки семейным традициям.

           – А гены все же замешаны?

           – Человек определяется как био-психо-социальная система, поэтому нельзя говорить, что какая-то подсистема (биологическая, социальная или психологическая) на 100% предопределяет развитие личности и ее жизненного пути. Да, конечно, есть генетические и биологические предпосылки определенных способностей (например, музыкальных или спортивных), но для того, чтобы природные задатки проявились в способностях, на уровне таланта или одаренности, необходимо создание определенной социальной поддерживающей среды и наличия психологических качеств (развитие психических процессов, трудолюбия, интеллекта, мотивации).

           – Есть ли какие-то особенности психики, замечая которые профессиональный психолог может определить: «Да, этот ребенок с большой долей вероятности пойдет по стопам родителей»?

           – Желание найти какую-либо психологическую закономерность, которая точно могла бы предопределить развитие личности, понятно, и такие подходы в психологии существуют. Но мне лично ближе та точка зрения, где человек рассматривается как субъект – автор своего жизненного пути. В процессе взросления молодой человек может сам совершать тот или иной выбор в своей жизни, творчески перерабатывать и окружающую действительность, и традиции своей семьи, соотнося их со своими ценностями и жизненными стратегиями.

           И в завершение в качестве иллюстрации хотела бы привести примеры профессиональных династий среди моего окружения:

– мой папа и я – преподаватели;

– прапрадеды моего папы – священники;

– одна из моих учительниц (и ныне-учительница моих детей) – представительница педагогической династии;

– семейство моего стоматолога-терапевта – все стоматологи;

– родные моего врача-ортодонта – тоже представители ортодонтической династии.

           А среди ваших знакомых есть такие примеры?