Поделиться:

Андрей Аниханов: “Музыка должна быть созвучна душе”

Беседовала Татьяна Бударина

Фото из архива Андрея Аниханова

             Музыка вообще и классика в частности…Нужны ли они в современном мире, в котором мы не то чтобы забываем о духовных ценностях, а как-то лукаво и суетливо иной раз оправдываемся: мол, потом-потом… Сейчас настроение не то, да и времени нет. Но когда-нибудь мы непременно помоем шею, наденем костюм и придем в концертный зал слушать Моцарта и Бетховена. А пока – что там у нас по радио передают? «Мало половин»? Сделайте погромче! Свой взгляд на проблему изложил дирижер с мировым именем, человек, который, как нам кажется, знает о музыке все. Маэстро Аниханов.

             – Андрей Анатольевич, где-то довелось прочитать, что сегодняшние дирижеры – последние романтики. И, дескать, это еще очень большой вопрос: нужна ли вообще она – эта самая музыка в современном мире?

             – Музыкант и романтика – понятия неразделимые. И дирижер, несомненно, один из тех, кто отстаивает достоинства музыки в жизни общества. Что же касается, собственно, музыки… Она сегодня стала еще более важной частью жизни, чем прежде. С развитием технологий она звучит постоянно: в театре, на концертной площадке, в кино, на телевидении и радио, в домашних собраниях и мимолетных впечатлениях, в любое время дня и ночи. И она вся доступна. Конечно, она бывает разной: для восприятия и понимания одна требует большей интеллектуальности и знаний, культурных и исторических, другая более понятна, сиюминутна и где-то обыденна. Но вся музыка, без исключения, способна дать человеку энергетический заряд, утешить, вдохновить, создать настроение. Одним словом, она действительно помогает жить. Ну разве не права в этом смысле старая советская песня? Время сформировало множество жанров музыки. Различные стили тесно переплелись между собой и теперь приходят к людям в музыкальных звуках в самых необычных сочетаниях и самых разнообразных воплощениях. Когда-то русский романс создавался как жанр, доступный для самой широкой публики, для домашнего музицирования. А народная песня звучала и в деревнях, и на городских улицах, на ярмарках и в балаганах.Композиторская мысль привнесла лучшие интонации и ритмы народного творчества в масштабные музыкальные жанры: оперу, симфонию, балет. И интонации эти обратно возвращались в народ. Уже во времена Моцарта простой горожанин мог напевать на улице мотивы из «Свадьбы Фигаро» или «Дон Жуана». В теме финала 4-й симфонии Чайковского слушатель с радостью узнавал родную «Во поле березка стояла», а симфонии Густава Малера, например, проникнуты немецким фольклором, в котором композитор чутко ощутил мощную житейскую мудрость и философию бытия. Мы привыкли сегодня разделять музыку на серьезную и легкую, классическую и популярную. Может, пора это переосмыслить?! И признать, что музыка бывает хорошая и плохая. Вслушаться, вдуматься, отличить пошлый текст песни, примитив мелодии и ритма от истинной красоты и богатства звучания, а также содержательности слова. И музыка отдыха может быть и должна быть созвучна душе. Если душа есть…

Для того, чтобы слушать, понимать и воспринимать классическую музыку, уровень знаний и образования должен быть достаточно высок.

Андрей Аниханов

             – О влиянии музыки на развитие человека написано множество трудов. Так что же, для этого самого развития важно слушать именно классику?

             – Мысль о том, что не нужно так жестко разделять музыку на серьезную и легкую уже прозвучала. Но уж коль существует понятие «классика», необходимо сказать: для того, чтобы слушать, понимать и воспринимать классическую музыку, уровень знаний и образования должен быть достаточно высок. Чтобы понять любую музыку, надо разбираться в истории и читать книги, и понимать направления в живописи... А музыка взаимообразно влияет на такие же процессы. Вот потому музыка, литература, живопись должны оставаться базисными в нынешнем цифровом мире. Не случайно когда-то родился афоризм: «архитектура – это застывшая музыка». Ведь можно сказать и наоборот: «Музыка – это ожившая архитектура». В музыке – свои «архитектурные» законы. Понять их – понять душу человека. А это так важно в жизни. И это – одна из дорог к счастью человека. И важная цель для государства, которое должно ставить и решать задачи, чтобы народ был образован и был высокий интеллектуальный уровень личности. Если такой задачи нет, удел народа – «ДОМ-2», «Камеди-клаб» и «Ксюша – юбочка из плюша». И бесконечные ночные клубы, в которых людям в состоянии наркотического или алкогольного опьянения абсолютно все равно, какая ерунда несется из сошедших с ума динамиков.

             – К слову об образовании. Сегодня дети не слишком охотно идут учиться в музыкальные школы. Почему в ДШИ и ДМИ в последнее время наблюдается хронический недобор? Берут буквально всех желающих, без конкурса и вступительных испытаний. Неужели родители считают музыкальное образование лишним? А ведь в начале прошлого века хорошим считалось только то образование, в результате которого ребенок имел навыки владения музыкальным инструментом.

             – Совершенно верно. Музыкальное образование никогда не будет для человека лишним. Даже если музыка не станет основной профессией в жизни, она благотворно повлияет на душу человека, на становление личности, формирует интеллектуальный мир и позитивное эмоциональное состояние. А родителям важно определить сразу: нужно ли ребенку быть музыкантом-профессионалом, или музыка станет сопутствующим звеном в образовании. Ведь музыка тоже наука, которая требует серьезного подхода, если, разумеется, цель серьезна. Правильный выбор не утомит ребенка и, возможно, станет для него интересным. Серьезная проблема: современное обучение становится платным. Не все могут это себе позволить. Иной ребенок и хочет учиться, но средств у родителей нет. Коммерциализация общества не идет на пользу в вопросах культуры и образования. Государство должно быть гарантом состояния культуры. Но брать всех подряд в музыкальную школу совершенно необязательно. Учитель тоже должен понимать выбор ученика и определить такой путь обучения, который пробудит любовь к музыке, а не наоборот. Унылый школяр, неохотно бредущий в «музыкалку» с нотной папочкой под мышкой – зрелище печальное. А берут всех еще и потому, что нужна педагогическая нагрузка, от которой зависит зарплата учителя. Может, и не нужно, чтобы преподавателей музыки было больше, чем желающих учиться? И столько артистов и музыкантов не нужно? А если нужно, то пусть к настоящему Учителю будет очередь из желающих учиться.