Тайна Таинств
Подготовила Антонина Донцова
Фото: Ольга Папина
Семь христианских Таинств. Что мы о них знаем? Крестим детей, потому что «так положено», иногда не крестим – сами разберутся. Венчаемся, чтобы «не изменял», развенчиваемся, потому как недоступно нам постичь весь смысл священного союза супругов. Исповедоваться? А я не грешил. А если грешил, то Бог и так видит, что я сожалею. Евхаристия. А что это?
Однако у всех христианских Таинств есть один общий смысл – очищение нашей души. И если о правилах того или иного Священнодействия можно узнать в любом храме, а также найти информацию в Интернете, то о сокровенной их сути мы решили поведать вам словами Святых отцов.
Крещение
Принять Крещение человек может абсолютно в любом возрасте: как в первые часы жизни, так и гораздо позже. Однако Святые отцы предупреждают нас не затягивать, так как никто не знает, сколько времени на земле нам отведено.
Святитель Василий Великий: «Каковы цель и сила Крещения? Через него крещаемый изменяется в уме, слове и деле и по данной ему силе делается тем же, что и Родивший его».
Святитель Иоанн Златоуст: «...Не должны родители оставлять дитя некрещеным на много лет: незапечатленная овца – часть волка. Печать Христова сохраняет имеющего печать». «Развратник ли кто, или блудник, или идолослужитель, или сделал какое-либо другое зло, хотя бы даже он соединил в себе все человеческие пороки, но если он войдет в водную купель, то выйдет из этих божественных струй чище лучей солнечных».
Преподобный Паисий Святогорец: «Я знаю случай, когда одна медицинская сестра крестила младенца в тазу с водой. Бог видел расположение этой женщины... А сколько Благодати имеют новокрещеные! Однажды в группе человек в триста пятьдесят я различил крещеную женщину. Я спросил, кто это такая, и мне сказали, что это была турчанка, принявшая Святое Крещение. Ее лицо сияло. Рядом с ней остальные выглядели варварами».
Святитель Кирилл Иерусалимский: «Если кто и добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное».
Миропомазание
Сразу после Крещения совершается еще одно величайшее Таинство. После того, как человек выходит из купели, священник читает особые молитвы и крестообразно мажет лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного особо освящённым ароматическим маслом – миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святого». Помазание каждой из частей тела имеет определенное значение: чела означает «освящение ума или мыслей»; персей – «освящение сердца и желаний»; очей, ушей и уст – «освящение чувств»; рук и ног – «освящение дел и всего поведения христианина».
Евхаристия, или Таинство Причастия, считается тем Священнодействием, когда человек воссоединяется с Христом, принимая его тело и кровь. И если неглубоко верующий человек видит в серебряной ложечке лишь вино и хлеб, то сердце истинного христианина знает, что с принятием этих Святых Даров оставляются ему все грехи и даруется вечная жизнь. Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Ин.6:54). К Причастию нельзя приступать без исповеди и покаяния в своих грехах.
Святитель Кирилл Александрийский: «Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: честная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри…»
Преподобный Ефрем Сирин: «Боюсь причащаться, как недостойный, но еще более боюсь остаться без причащения, дабы не погибнуть».
Преподобный Серафим Саровский: «Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытый язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Исповедание грехов – Таинство, которое не требует от кающегося никакой особой подготовки кроме искреннего сожаления о своих плохих мыслях, словах и действиях.
Преподобный Паисий Святогорец: «…Для того чтобы прекратить впадать в грех, человек должен стараться избегать всего того, что провоцирует его на этот грех… Необходимо малое усердие и доброе расположение, и тогда Благий Бог поможет нам преодолеть трудности. К примеру, у человека есть какая-то страсть. Он признает эту страсть, подвизается для того, чтобы ее отсечь, кается, смиряется. У него есть расположение отсечь эту страсть, это расположение извещает Бога, и Бог ему помогает. Но как Бог может дать человеку Свою Благодать, если тот не прилагает усердия для того, чтобы измениться, и продолжает грешить?»
Преподобный Иоанн Лествичник: «Бесы имеют обычай часто внушать нам или совсем не исповедовать согрешений отцу (духовному. – Прим.), или исповедовать, но как бы от лица иного, или складывать вину своего греха на других. Обнажай струп твой врачу... и не стыдись сказать ему: «Отче, моя язва сия, моя рана сия, она произошла не от иного кого-нибудь, но от моей собственной лености, никто не виновен в ней, ни человек, ни злой дух, ни плоть, ни другое чтолибо, но только мое нерадение».
Преподобный Ефрем Сирин: «…Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений».
Совершается таинство священства, называемое еще рукоположением и хиротонией (греч. «возложение рук»), только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке или принявшим монашество, и не имеющим в предыдущее время жизни тяжких грехов, не допускающих рукоположение.
Преподобный Паисий Святогорец: «В старое время священники подвизались, были добродетельны, святы и люди перед ними благоговели. А сегодня люди хотят от священника двух вещей: чтобы он был несребролюбив и имел любовь. Если люди находят в священнике эти две вещи, то они считают его святым и со всех ног бегут в церковь. А раз они бегут в Церковь, то спасаются. Потом Бог, по Своему снисхождению, спасает и этого священника. Но как бы там ни было, священник должен иметь великую чистоту».
О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует апостол Павел: «...оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика...» (Еф. 5, 31–32).
Преподобный Паисий Святогорец: «Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворотнавыворот и поэтому уравнивают все, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», – говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку...».
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает... Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон».
Св. праведный Иоанн Кронштадтский: «…друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовию».
Также это таинство называют Соборованием (так как его совершают несколько священников сразу – соборно). Не стоит думать, что в нем участвуют только тяжелобольные. В чем же его суть? Молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля. А также не в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Таинство Елеосвящения было установлено Самим Господом Иисусом Христом, Который даровал Апостолам власть исцелять всякую болезнь и немощь: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14–15).