Поделиться:

Чем полезны в хосписе дети, кошки и собаки или О внутренней потребности помогать.

Беседовала Евгения Бахурова

Фото: из личного архива Надежды Бабкиной

           Она всегда как зажигалка: энергична, активна, на позитиве. Вечно куда-то несется и бежит. Семья, дети-двойняшки, успешная карьера за плечами, а еще сотни друзей, сад-огород, шикарные кулинарные изыски на кухне, тренировки, покатушки по полям на внедорожной технике и… занятия балетом. Руки уверенно сжимают рулевое колесо, взгляд устремлен вперед и в будущее, в голове сотня дел, которые нужно и так хочется успеть. Потому что ее любят и ждут в благотворительном фонде «Дом с маяком», московских хосписах и Фонде помощи хосписам «Вера». Надежда Бабкина. И она – волонтер.

           – Надя, приветствую! Спасибо, что, несмотря на очень плотный график, выделила время для нашей беседы. Как поживают «суслики»? Они тоже в какой-то мере помогают тебе в волонтерской работе или это сугубо твое личное поле деятельности?

           – Зачем ты так пугаешь людей, они могут решить, что я развожу еще и сусликов! (смеется) На самом деле, Суслики – это домашнее прозвище моих детей, двойняшек Яны и Григория, и им уже почти 13 лет. Сейчас появилась практика сбора необходимых вещей или средств для подопечных тех или иных фондов. Всего лишь несколько лет назад такие сборы в московских школах были редкостью, но директор нашей школы с огромным удовольствием воспринял мою идею об организации «Недели благотворительности», и несколько лет подряд мы проводим сбор необходимых вещей в пользу Детского хосписа «Дом с маяком». Каждый такой сбор заканчивается встречей с сотрудниками хосписа и рассказами детям о видах благотворительной помощи. Позже появилась совместная акция Фонда помощи хосписам «Вера» и Детского хосписа «Дом с маяком» «Дети вместо цветов», в которой родители и руководство нашей школы также с удовольствием принимают участие. К 12 годам у моих детей уже есть большой личный опыт волонтерской деятельности. Недалеко от нашей школы расположен хоспис «Дегунино», где я уже почти 5 лет являюсь волонтером. Дети участвовали вместе со мной в различных праздничных мероприятиях или помогали там по хозяйству. Кроме того, они часто помогают мне, как автоволонтеру, развозить посылки подопечным или осуществлять закупку памперсов для подопечных одной из московских клиник.

           – Известно, что паллиативная помощь значительно повышает качество жизни тяжелобольных людей. Когда ты почувствовала свою личную внутреннюю потребность оказывать такую помощь? Возможно, кто-то оказал на тебя влияние? Почему именно волонтерская форма поддержки?

           – Для меня волонтерская деятельность – один из способов самореализации. Сказать, что я сама дошла до этой мысли, было бы неправильно. После рождения детей, я выпала из своего профессионального круга и надо было искать, чем можно заниматься без особого ущерба для семьи, но с пользой для других. В моей семье принято помогать. Неважно кому: соседу, родственнику или постороннему человеку на улице. Если коснуться вопроса волонтерской помощи паллиативным больным, то нельзя сказать, что мы, волонтеры, оказываем паллиативную помощь тяжелобольным людям. Правильно сказать, что мы являемся надежным плечом тех, кто ее оказывает: врачей, сестер, нянечек. В задачу волонтера входит оказаться в нужном месте в нужное время.

           – А в чем именно заключается работа волонтера? Пусть это будет эдакий взгляд изнутри.

           – Что делает волонтер? Это можно описать только одним словом: помогает. Мы зачастую выполняем простые действия, которые нам кажутся такими легкими и незначительными, что мы не замечаем их ценности для других. Помимо непосредственного общения с подопечными, а это может быть все, что угодно, от игр и мастер-классов для детей и взрослых, до чтения вслух и просто душевных разговоров, существует огромное количество видов волонтерской деятельности. Например, автоволонтеры возят посылки подопечным или срочно доставляют нужные вещи в клиники или хосписы, могут встретить подопечных на вокзале, в аэропорту или отвезти их к врачам. Волонтеры, помогающие по хозяйству, могут ухаживать за хосписными садами или устроить субботник, украшать холл к празднику или же расписать унылые стены. В приютах для животных есть волонтеры, которые приезжают их выгуливать. В хосписах вместе с координаторами фонда «Вера» волонтеры отвечают за немедицинскую помощь: от прогулок до организации больших мероприятий, например, концертов. Они делают так, чтобы хоспис стал для пациентов домом, где не больно, не страшно и не одиноко.

           – Какими, на твой взгляд, качествами должен обладать человек для осуществления такого рода активности? 

           – Я бы не сказала, что такие качества существуют. Конечно, нужно быть добрым человеком и любить людей, но, с другой стороны, невозможно любить всех. Нужно быть терпеливым и уметь контролировать свои эмоции, хотя мы понимаем, что постоянный контроль эмоций приводит к саморазрушению психики. Нужно обязательно обладать стрессоустойчивостью и быть готовым к самым неожиданным ситуациям. В принципе, могу сказать, что не приживаются злые, трусливые и ленивые. Но такие и не идут в волонтеры. 

           – Я знаю, что сообщество волонтеров довольно обширное. Расскажи о своих друзьях, единомышленниках, партнерах, которые движимы теми же идеями, что и ты. 

          – Да, волонтеры и благотворители стараются поддерживать друг друга делом или информационно. В кругу моих друзей люди разного социального статуса и достатка, мы все когда-то объединились на фоне разных совместных интересов, а теперь вместе делаем достаточно большие проекты. Например, мое любимое детище, «Волонтеры-хлебопеки», они же «Хлебопеки-волонтеры» на сегодняшний день объединяет более 100 человек, и делает выпечку несколько раз в год для всех хосписов Москвы, которые поддерживаются Фондом помощи хосписам «Вера». В 2016 году я кинула клич среди друзей и предложила им напечь разной выпечки и тем самым помочь мне организовать чаепитие в хосписе «Дегунино» для персонала и подопечных к 8 Марта. Чаепитие имело такой успех, что постепенно мы начали разрастаться, и на сегодняшний день мы в состоянии устроить мероприятие на 1200 человек. 

           – Кстати, к вопросу о помощниках. Усатые и хвостатые ассистенты тоже принимаются? Я о твоих котиках. Поделись, чья была идея привлечь твоих рыжих красавцев? Как вначале реагировали ваши подопечные? В чем кошачья забота такая особенная? 

          – Мне часто в голову приходят самые безумные идеи. Я очень рада, что 4 года назад Татьяна, координатор хосписа «Дегунино», поддержала ее. Я много слышала о собаках-волонтерах и предложила Тане попробовать с котами. Котики оказались благодарными слушателями и растапливали сердца даже самых суровых мужчин. А уж каким прекрасным антистрессом для персонала оказались наши мохнатые «терапевты»! Следом подтянулись мои друзья волонтеры-хлебопеки. Среди них оказалась Люба Лебедева, руководитель фонда «Овчарка.Life». Она собрала движение собаководов-единомышленников, и ребята стали навещать многие хосписы нашего города.  

Одна из главных моих задач – объяснить людям, что каждый может найти в себе то, чем он может поделиться с другими, что маленькой помощи не бывает и помогать может любой человек.

Надежда Бабкина

          –Чему научило тебя волонтерство? 

          – Терпению, пониманию, принятию, организованности, умению слушать. Я достаточно ленивый и разгильдяйский человек, мне важно, чтобы у меня было четкое расписание. Важно знать, что меня ждут, а, значит, я не могу подвести людей и мне надо собираться и идти. Чтобы все успеть, я научилась четко планировать свое расписание. Сейчас я ясно вижу ошибки, которые допускала в общении со своими бабушками и дедушками, и понимаю, что делала правильно. Мне хочется научить этому своих детей. 

          – Я считаю, что волонтеры – это люди, выходящие за рамки предложенного жизнью. Ты согласна со мной? Какой твой личный девиз? 

          – Мой основной девиз: помогать легко и вместе мы сила. Я люблю повторять, что один в поле не воин, и только вместе мы можем добиться любого результата. Я считаю, что одна из главных моих задач – объяснить людям, что каждый может найти в себе то, чем он может поделиться с другими, что маленькой помощи не бывает и помогать может любой человек. Еще очень хочу изменить наше отношение к людям с хроническими заболеваниями, к людям с инвалидностями, к людям, уходящим из жизни. Мне хочется показать, что в хосписе не страшно и что наши предубеждения – пережитки прошлого. 

           – У тебя как в известном стихотворении Агнии Барто: «…драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота…» Только не петь, а танцевать балет, на самых настоящих пуантах. Как тебе удается все мастерски совмещать? 

          – Очень жесткое планирование. У меня на холодильнике каждый понедельник появляется лист А4, со списком дел на неделю, из которого я вычеркиваю сделанное. Если не сделала, то не вычеркнула и переношу на новую неделю. Для меня это странно, потому что раньше мы планировали на год вперед, а сейчас, в условиях коронавируса, это, увы, невозможно. И еще очень важная вещь, которой меня научило волонтерство – никогда ничего не откладывать на последний момент. 

          – Что бы ты хотела пожелать читателям проекта «Быть Человеком» и жителям нашей страны? 

          – Будьте добрее, будьте более открытыми, не бойтесь пробовать все новое и всегда оставайтесь людьми.

          –И в завершении беседы: продолжи, пожалуйста, фразу: Достойно прожить свою жизнь, – значит…

          –… всегда быть нужным кому-то….

Еще больше о непростой, но такой нужной деятельности волонтеров вы можете узнать в руководстве по работе с волонтерами Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», в котором собран опыт работы фонда с добровольцами в хосписной помощи.