Поделиться:

Прокачайся! Какие профессиональные навыки будут востребованы в ближайшие пять лет

Подготовила Анастасия Карташова

Фото: pexels.com, из архива Алисы Родионовой, Юлии Навроцкой

           Софт скилы, хард скилы, ремоут, трабл-мейкер, сиви, эйчар… Можно перечислять до бесконечности. Для кого-то это набор непонятных букв, для других – вполне себе понятный и легко используемый язык. Когда-то давно, или сравнительно недавно (все относительно), все эти слова и понятия перекочевали из английского в наш любимый русский язык и сейчас наравне с другими используются в повседневной жизни. Кто еще не понял, это сленг, кто-то его именует диалектом, который используется в сфере HR-менеджмента. Несомненно, далеко не все из нас занимаются подбором персонала, но поиск работы и карьерное становление и развитие – вопрос, интересующий многих.

           Так какие «скилы», простыми русскими словами – навыки, сейчас играют особую роль? В октябре 2020 года был представлен отчет Всемирного экономического форума (WEF) о будущем работы, где был проведен глубокий анализ текущей ситуации на рынке труда. Было выделено более 10 навыков, которыми должны обладать специалисты, желающие и дальше оставаться востребованными. Сегодня мы расскажем, что ждет нас в ближайшие пять лет и на развитие чего следует обратить внимание уже сейчас.

           Комплексное многоуровневое решение проблем

           Это означает, что человек способен видеть суть проблем и разбираться с причиной, а не со следствием. Предположим, вы приходите к врачу с жалобами на головную боль. Доктор назначает вам обезболивающие, и на этом все. Но устранить симптом не значит решить проблему. Может, головная боль – это результат сбоя режима сна, возможно, чрезмерная физическая нагрузка. Быть может, причиной послужила какое-то серьезное нарушение в организме. Вариантов уйма. И лишь системный и комплексный подход к решению задачи сможет дать качественный результат, что и будет востребованным в любой сфере.

           Креативность

           Творческое начало, воображение, способность видеть то, чего еще нет. Этот навык будет востребованным во многих отраслях. Умение генерировать новые идеи и творчески развивать старые давно стало востребованным. Будут необходимы специалисты, обученные новым технологиям и одновременно готовые задействовать фантазию и находить творческие ответы на рабочие вопросы.

Креативность очень часто связана и с гибкостью в мышлении, адаптивностью к новым реалиям, достаточно высоким интеллектом, в том числе и эмоциональным.

Алиса Родионова

           «В современном меняющемся мире, так называемом VUCA-мире (прим. VUCA – это акроним английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), когда искусственный интеллект, цифровые технологии быстро бегут вперед, человек, обладающий креативностью, не будет ими заменен, — считает Алиса Родионова, эксперт по работе с персоналом в компании Bosch. — Люди, обладающие этим навыком, определенно имеют приоритет перед теми, у кого он отсутствует. Если мы говорим про бизнес, то это важно для всех направлений. Если мы говорим про креативность в широком смысле, то мы имеем ввиду и способность находить какие-то нестандартные решения, мыслить оригинально, что называется out of the box thinking (англ. «Мышление вне рамок»). Рынок сейчас перенасыщен, и для того, чтобы его завоевывать, нужны постоянные новые решения. Чтобы понять, насколько креативен человек, есть различные тесты, которые позволяют выявить этот навык. Чем больше кандидат предлагает неповторяющихся решений, тем выше его оценка. Важно отметить, что креативность очень часто связана и с гибкостью в мышлении, адаптивностью к новым реалиям, достаточно высоким интеллектом, в том числе и эмоциональным».

           Активное обучение и выстраивание стратегий для обучения

           Навык, который по-прежнему играет важную роль и занимает одну из ведущих позиций в списке. Он подразумевает непрерывность процесса обучения и стремления специалиста к развитию, из чего вытекает умение выстраивать стратегии и применять соответствующие методы согласно конкретным целям.

           Американский исследователь, автор книги «Как научиться учиться» Ульрих Бозер считает, что обучение — это «процесс, метод, система понимания. Это деятельность, требующая сосредоточенности, планирования и анализа, и, когда люди понимают, как именно следует учиться, они гораздо эффективнее овладевают требуемыми знаниями и навыками».

           Критическое мышление

           Способ мышления, при котором человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Этот навык помогает человеку проанализировать полученную информацию, сформулировать отношение к ней и принять решение в соответствии с ситуацией.

           «Мне близко определение психолога и социолога Евгения Новомировича Волкова. — добавляет Юлия Навроцкая, старший преподаватель кафедры общей и клинической психологии ВолгГМУ. — Критическое мышление – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. Из этого определения видно, что критическое мышление нужно не просто для того, чтобы мы все на свете критиковали, а именно, чтобы мы могли объективно оценить ситуацию, увидеть все плюсы и минусы, сделать более точные выводы. Естественно, такой навык у кандидатов при трудоустройстве будет одним из ключевых. Любой работодатель захочет, чтобы его сотрудник смог более точно спрогнозировать, например, прибыль или убыток от какой-либо сделки, не просто слепо полагаясь на расчеты, а используя навык критического мышления».

           Эмоциональный интеллект

           Так называемые soft skills – навыки мягкой силы, к которым относятся: умение внимательно слушать собеседника, способность понимать эмоции, намерения и мотивацию других людей и свои собственные, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других. Навык особенно важен при взаимодействии с коллегами, так как во время решения рабочих задач невозможно полностью исключить человеческий фактор и его влияние на работу. Все это подразумевает качественную работу в команде.

           Лидерство и социальное влияние

           Казалось бы, навык необходим исключительно руководителям. Однако, это не так. Такое умение позволяет осознанно брать на себя ответственность. Когда каждый сотрудник способен поручиться, предложить идею, обосновать ее, а также направить коллег в решении проблем, это способствует как личностному росту, так и развитию всей компании. Майкл Джордан когда-то сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда – чемпионаты».

           Аналитическое мышление

           Ежедневно мы сталкиваемся с большим количеством данных. Именно развитое аналитическое мышление позволяет работать с большим объемом информации, систематизировать ее, последовательно изучать факты и приходить к логическим умозаключениям.

Навык ведения переговоров, можно отнести к одним из основных навыков, необходимых человеку, так как умение договариваться и находить компромиссы при взаимодействии с людьми пригождается в любой ситуации.

Юлия Навроцкая

           Гибкость и стрессоустойчивость

           Навык выражается через умение конструктивно работать над своим состоянием в стрессовых ситуациях, которые чаще всего являются непредвиденными. Также выражается в умении адаптироваться под ситуацию, принимать и учитывать новые обстоятельства. Чтобы проверить соискателя на наличие данного навыка, HR-специалист ставит его в ситуацию, близкую к рабочей, и предлагает найти решение, добавляя по ходу обсуждения новые вводные данные. Если кандидат готов принять новые вводные в проекте, понять, что требуется изменить, продолжает искать альтернативные варианты и выходы из сложившейся ситуации, не сдается, а также внимательно выслушивает различные точки зрения, то можно сказать, этот навык развит у него на должном уровне. Если же кандидат продолжает настаивать на своем и во что бы то ни стало хочет идти по первоначальному плану, то стоит резюмировать, что данный навык отсутствует.

           Умение вести переговоры 

           «Навык ведения переговоров, можно отнести к одним из основных навыков, необходимых человеку, так как умение договариваться и находить компромиссы при взаимодействии с людьми пригождается в любой ситуации, — рассказывает Юлия Навроцкая. — Так что же входит в этот навык ведения переговоров? Прежде всего, я бы отнесла сюда хорошо развитую эмпатию, ведь если мы плохо будем понимать эмоции рядом находящихся с нами людей, то может возникнуть социальный барьер. Так же не менее важный навык, как гибкость мышления, если пошло что-то не по плану, то хороший переговорщик может быстро перестроиться под новые обстоятельства. Следующий навык – умение слушать и слышать, далее, навык зрительного контакта и наблюдательность. Но чтобы все эти навыки работали, они должны быть доведены до автоматизма».

           Знание технологий

           Согласитесь, нередко мы ощущаем, что новых программ и гаджетов вокруг становится слишком много и следить за всеми новинками попросту невозможно. Но умение «плыть в океане IT» будет важным профессиональным навыком 2020-х, – утверждают специалисты.

           «Важно ли знание технологий как навык? — делится Алиса Родионова. — Мое личное мнение: технологии очень быстро меняются. Меняется и точка зрения по этому вопросу. Если раньше, получая образование, человек мог его применять достаточно продолжительное время в работе, то сейчас ситуация немного другая. Несомненно, образование дает некую базу, фундамент, что очень важно. А самое главное, оно дает понимание того, как учиться и получать новые знания всю свою дальнейшую жизнь. Поэтому, по моему мнению, больше необходим навык обучаться, впитывать новую информацию, делать это достаточно быстро, потому что скорости в современном мире очень сильно возросли. А знание определенной технологии, пожалуй, важно в какой-то узкоспециализированной сфере или очень стабильной, инертной, которая не меняется долгое, продолжительное время. И важно не знать технологии, но уметь их быстро осваивать».

           Устранение неполадок

           Один из навыков, ставший вновь актуальным в 2020-х, подразумевает мгновенную фиксацию сбоев в работе и их исправление. Здесь необходимо быстро принимать решения, чтобы не тормозить рабочие процессы.

           Ориентация на обслуживание

           Ориентация на обслуживание или сервисная ориентация, заключается в активном поиске возможностей помочь, распознать и удовлетворить потребность пользователей или членов команды. Таким образом, любой человек, выполняющий определенную задачу в поддержку других, оказывает тем самым услугу.

           Программирование и дизайн

           Навык подразумевает написание компьютерных программ для различных целей, а также производство или адаптацию оборудования и технологий.

           Внушительный список, согласитесь! Однако, есть к чему стремиться и чему учиться. Ведь это лишь вектор, который диктует нам время. И только нам выбирать, следовать ему или нет.

           Рекомендуем почитать:

           «Как научиться учиться», Ульрих Бозер

           «Эмоциональный интеллект», Борис Лемберг

           «Писхология убеждений. 50 доказанных способов быть убедительным», Роберт Чалдини

           «Пластичность мозга», Джон Норман

           «Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное», Майк Байстер, Кристин Лоберг

           «Стрессоустойчивый мозг. Управляйте эмоциональной реакцией с помощью осознанности и нейропластичности», Мелани Гринберг