Поделиться:

Эмоциональный интеллект наших детей. Зачем его развивать?

Подготовила Евгения Бахурова

Фото Pexels.com

           1 июня, в Международный день защиты детей, затронем с вами такую важную тему, как эмоциональный интеллект (EQ). Сейчас о нем много говорят. Называют навыком будущего. А дети – это наше с вами совместное будущее. И подрастающему поколению знать, как взаимодействовать со своими чувствами и эмоциями, очень даже полезно. Ведь чем раньше начинаешь – тем проще втянуться. А жизненные примеры показывают, что втягиваться лучше уже в детстве.

           Когда росли мы с вами, никто нам не рассказывал о чувствах и эмоциях. Нет, я не исключаю, что кому-то рассказывали, но вы не станете спорить, что это было скорее исключением. В основном наши родители беспокоились о хлебе насущном и занимались выживанием – тут уж не о разговорах о высоких материях. Времена изменились, и лет 20 назад вопросы психоэмоциональной сферы сначала обозначились, а теперь и вовсе выходят на первый план. Детям стали рассказывать, что такое чувства и эмоции, с раннего возраста стали учить их распознавать, чтобы жить в ладу с собой и комфортно взаимодействовать с окружающими. Ведь этому нужно учиться. Однако может возникнуть парадокс. Если вы уже родитель, но пока сами лишь знакомитесь с вопросами EQ и делаете ваши первые шаги, рекомендуем сначала ознакомиться с материалом нашего журнала, который вышел чуть раньше: https://bytchelovekom.ru/articles/925/ Здесь вы познакомитесь с основными аспектами EQ и узнаете тонкости его применения.

           А зачем вообще детям эмоциональный интеллект? По идее, для тех же целей, что и взрослым:

           – научиться распознавать эмоции;

           – понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные;

           – научиться управлять своими и чужими эмоциями;

           – благодаря EQ эффективнее добиваться своих целей.

           Однако для успешного овладения навыками эмоционального интеллекта детьми, им нужно пройти «курс молодого бойца» и освоить базовые навыки.

           Шаг 1. Пригласите малыша познакомиться с эмоциями и их названиями. 

           Малышу нужно понимать, о чем идет речь, если вы обозначаете чувства и эмоции. Просто использовать в речи понятия «страх», «гнев», «стыд» недостаточно. Вы можете воспользоваться наглядными дидактическими материалами. Можно приобрести наборы обучающих карточек, на которых изображены разные виды человеческих чувств и эмоций: на этой картинке ребенок хмурится, на этой – задорно смеется, и внизу карточки большими буквами написано название эмоции. Для начала вы можете просто проговаривать названия, описывая портрет изображенного ребенка. Расскажите, что он/она испытывает/может испытывать в данный момент. Затем добавьте контекст: поинтересуйтесь у вашего малыша, в каких ситуациях он может испытывать эти же чувства. Обсудите, каковы эти чувства по силе воздействия на него и окружающих: слабые, средней силы, сильные. Приятно ли их испытывать или не очень? Какое «послевкусие» возникает после этой эмоции: доброе, светлое или тягостное?

           Шаг 2. Научите ребенка распознавать эмоции в реальных жизненных ситуациях.

           Карточки карточками, но живем-то мы в мире людей, поэтому назвать эмоцию, которую изобразил художник на картинке – это первый шаг, а правильно обозначить эмоцию своего друга – чуть сложнее. Но и этому можно научить ребенка, и даже сделать это в игровой форме. Исходите из ситуаций, окружающих нас каждый день: ребенок жадничает и не делится игрушкой или дразнит других, скромничает или прыгает и скачет от счастья. Вместе с сыном или дочкой посмотрите по сторонам, отметьте поведение Саши, Веры или «вон того малыша». Задайте сыну или дочке вопросы:

 – Что тот малыш сейчас испытывает?

– Как называется эта эмоция?

– Что он чувствует?

– Обижает ли он своей реакцией остальных?

– Как ты думаешь, правильно ли он себя ведет?

– Как ты считаешь, можно ли как-то скорректировать его поведение?

– Что бы ты посоветовал: ему, его маме, его другу (если они вовлечены в контекст): что сказать ему сейчас/что сделать/чего НЕ делать?

           Ваши вопросы будут зависеть от возраста вашего ребенка. Вы сами почувствуете, что нужно спросить или уточнить, когда погрузитесь в обсуждение.

Расскажите ребенку, для чего в человеке заложены чувства и эмоции. К примеру, страх поможет избежать попадания в чрезвычайные и опасные ситуации, грусть и печаль могут помочь проанализировать сделанные ошибки и больше не повторять их.

Евгения Бахурова

           В качестве тренинга предлагаю воспользоваться примером. Допустим, имеем ситуацию: мальчик Коля мирно играл в песочнице с друзьями (обсудите его эмоции в данный момент), затем вдруг отнял формочку у Кости (обсудите его эмоции и эмоции Кости), бросил песком в Вику (эмоции Коли, Кости, Вики + других детей и взрослых, которые наблюдали за происходящим), накричал на маму и, когда она попыталась вмешаться и успокоить сына, побежал от нее прочь. Здесь получается целый клубок чувств и эмоций. Попробуйте распутать его вместе с малышом. Можно делать это только устно, а можно рисовать на бумаге или мелками на асфальте схематичные картинки и пр. Это очень интересно.

           Шаг 3. Учим ребенка использовать эмоции для достижения целей и задач.

           Расскажите ребенку, для чего в человеке заложены чувства и эмоции. К примеру, страх поможет избежать попадания в чрезвычайные и опасные ситуации, грусть и печаль могут помочь проанализировать сделанные ошибки и больше не повторять их. Приведите примеры из жизни, разберите ситуации, в которые попадали вы или вы с сыном/дочкой. Проговорите связь «эмоция-течение-результат».

           Шаг 4. Учим ребенка проживать эмоции, а не загонять их внутрь себя.

           Этот пункт хотела бы выделить особо. Сразу приведу пример из жизни. Не далее как на прошлой неделе стала свидетелем женской истерики. Причина: у женщины от COVID умер муж, она осталась одна с двумя детьми, родители в другом городе. В детстве ее учили «быть сильной», «прятать свои чувства и эмоции», «встала и пошла» – знакомые формулировки? И тут я вижу, что человек на грани депрессии. Она признается: «Я больше не могу держать все в себе, не могу быть сильной».

           Я много читала на эту тему, знакома с мнениями психологов, которые говорят, что нельзя загонять эмоции внутрь, их нужно прожить до конца, какими бы печальными или грустными они ни были. Хочется проораться – проорись; хочется – прорыдаться – прорыдайся. Так я даме и сказала. Через три секунды ее накрыл поток слез. И сколько в них было всего намешано…

           Вот такие они, эмоции. Разные. Но с ними нужно быть знакомыми. Это же значительная часть нашей жизни. Эмоциональная сфера (пока) и отличает нас от искусственного интеллекта. И еще мне кажется, что мы, современные родители, можем быть чуточку дальновиднее поколения, воспитавшего нас. Мы можем хотя бы попытаться научить наших детей жить в ладу со своими эмоциями. Да просто не стесняться их. Не бояться их пережить…

          Что почитать и попрактиковать родителям для развития EQ детишек:

           1.      Виктория Шиманская, «Эмоциональный интеллект для детей и родителей. Учимся понимать и проявлять эмоции, управлять ими»;

           2.      Мария Баулина, «260 веселых игр и заданий для развития эмоционального интеллекта на каждый день»;

           3.      Андрей Курпатов, «Нейрозарядка. Тренажер для развития способностей для детей».