Поделиться:

Александра Сукиасян: «По степени ответственности сначала идет президент, а потом педагог»

Беседовала Антонина Донцова

Фото предоставлены Александрой Сукиасян

           Россия занимает лидирующие позиции в мире по числу женщин-руководителей. А в 2019 году оказалась на 6-м месте среди стран с лучшими условиями для женщин в социальном бизнесе. Экспертная комиссия проанализировала количество представительниц прекрасного пола в менеджменте социального бизнеса и ситуацию с гендерным разрывом в зарплатах. Интересно, что по этому показателю США оказались на последней, 43-й строчке. О том, как успешно вести социальный бизнес и менять тренды в обществе, мы решили побеседовать с экспертом в этой области Александрой Сукиасян.

           – Александра, как в нашей стране сочетаются такие понятия, как женщина и бизнес?

           – Все лучше и лучше. Женский бизнес особенный и зачастую связан с социальной сферой: мы лечим, учим, воспитываем, кормим, организуем и украшаем. Женщина-руководитель для России – это нормально, а вот женщина как владелец бизнеса – явление, которому еще придется пройти свой путь развития. Но в моем бизнесе, в секторе частного образования, 80% – именно женщины. Так что для меня это комфортная среда.

           – Я вижу, что в сфере женского предпринимательства происходит много различных событий, встреч, форумов. Не является ли это сообщество неким «змеиным гнездом», когда тебе в глаза говорят, какая ты замечательная, но при этом за спиной строят козни?

           – Агрессивная конкурентная среда – это больше про «мужчин-достигаторов». Если про женщин – это, скорее, про поддержку и сотрудничество. Мне посчастливилось в рамках Комитета по развитию женского предпринимательства общаться с уникальными женщинами, которые руководят огромными предприятиями, международными компаниями с многотысячным штатом и многомиллиардными оборотами. И ты понимаешь, что большинство активных женщин-предпринимателей живут по принципу: «Мы с тобой одной крови». Такое бизнес-сообщество носит в себе созидательную энергию.

           – Я слышала, что как раз с комитетом вы делаете совместные резонансные социальные проекты, не относящиеся к бизнесу. Расскажи об одной из последних ваших инициатив.

           – Она родилась на фоне происходящих событий. В разгар пандемии от одной из участниц в чат прилетело сообщение, что срочно требуется донор крови, переболевший ковидом. И мы буквально за 15 минут среди нашего сообщества нашли трех человек, готовых помочь. Тогда мы решили организовать более масштабный проект «Быть героем просто», который популяризировал донорство ковидной плазмы в разных регионах России. Мы прошли сами весь путь донора и даже внесли свои рекомендации по оптимизации процесса сдачи крови. Поток людей, желающих поделиться кровью с тяжелыми больными в результате коронавирусной инфекции, значительно увеличился. За 3 месяца акции уже более 1500 человек стали героями. Воспользуюсь случаем и призову всех, кто уже победил ковид, потратить час вашего времени и попробовать спасти жизнь. Всю информацию мы собрали на сайте www.covid34.ru. А вместе с социально ответственным бизнесом мы организовали для них систему скидок на товары и услуги.

           Вот эта созидательная энергия очень важна. Люди начинают просыпаться и понимать, что они могут строить эту жизнь, создавать будущее, что-то делать во благо своему городу и стране в целом.

           – Расскажи, пожалуйста, как ты сама очутилась в социальном секторе бизнеса, а именно в образовательной деятельности?

           – Я 15 лет занимаюсь частным образованием. Это семейный бизнес. Когда-то мой отец, Михаил Артемович Сукиасян, руководил академией госслужбы. И мы понимали, что нужно качественно работать с абитуриентами и готовить их к поступлению в вуз. Изначально это должна была быть старшая школа. Чуть позже идея трансформировалась, нас поддержали городские власти, и так появилась школа «Поколение». В первый год у нас было примерно 30 учащихся, сейчас практически 400 детей. Мы один из самых крупных образовательных комплексов на Юге России, который включает в себя и сеть детских садов, и школу, и систему дополнительного образования – мы развиваемся в разных проектах.

Свобода – материя сложная для всех игроков. И для педагогов, которым проще «закрутить гайки», и для детей, когда проще делать что-то по инструкциям.

Александра Сукиасян

           – На что вы прежде всего делаете упор в своей деятельности?

           – Качественное образование и крутая команда – это главное. Мы пришли не из школы – и это было наше главное преимущество. Часть команды пришла из высшего образования, а часть – из креативной сферы. И мы делали не так, как принято. Но потом мы поняли, что самое главное, чем мы отличаемся, – это свобода. Очень неудобная концепция для нас, как для реализаторов, но очень необходимая для будущего наших детей, для их роста и формирования. Важно понимать: мы свободны, но не распущенны.

           – А где границы?

           – Свобода – материя сложная для всех игроков. И для педагогов, которым проще «закрутить гайки», и для детей, когда проще делать что-то по инструкциям. А здесь мы пытаемся больше работать с их личностью, больше разговаривать с ними. Мы не всем подходим, однозначно, и мы не стремимся к этому. К нам в школу приходят те, у кого совпадают с нами цели по воспитанию личности; те, кто понимает, что ребенка нельзя унифицировать.

           – У вас очень много проектов внутри самого образовательного процесса. Расскажи о них.

           – У нас действительно много направлений. Если мы говорим про административную команду, наша миссия: в целом развивать частное образование. Это даже моя личная миссия: популяризировать это направление, показывать его значимость. В России много предрассудков, и один из них: за деньги – любые оценки. Но это уже, к счастью, проходит, и люди понимают, что они инвестируют в образование. Моя задача: находить классные, перспективные проекты, помогать выстроиться им, помочь объединиться полезным друг другу людям для масштабирования инициатив, потому как я взаимодействую с руководителями частных образовательных структур по всей России.

         – Я часто вижу тебя спикером социальных и бизнес-форумов. Чем ты делишься с участниками?

           – Все про ту же миссию – про продвижение частного образования. Очень важно в нашей сфере обмениваться опытом. Например, сегодня мы эффективно работаем с молодыми педагогами, у нас есть несколько проектов в этом направлении: вовлечение молодежи в сферу образования. И второе направление, которым мы охотно делимся, – это эффективная организация дистанционного образования.

           – Как вы, кстати, пережили этот период?

           – Мы хорошо пережили дистант. Мы организовали этот процесс на позитивной почве. До этого эпизодически все равно дистанционное образование было включено в жизнь нашей школы. У нас были конкретные педагоги, которые развивались в этом направлении, и мы оперативно смогли погрузиться в эту тему. Понятно, что у нас друге условия по сравнению с коллегами из муниципальных школ: у нас есть возможность более гибко и быстро реагировать; у нас чуть меньше детей; у нас хорошо выстроены коммуникации с родителями и учащимися. У всех были понятные каналы коммуникации, мы для всех подготовили гиды – максимум информации дало нам минимум сложностей. Понятно, что живое оффлайн обучение, особенно для начальной школы, – значительно лучше. Выводы сделаны. Но для старшего звена это перспективная история.

           – Я слышала, вы очень активно используете привычные современным детям каналы коммуникаций, включая Инстаграм.

           – Мы это делаем осознанно. Почему мы инвестировали в создание бренда? Нам важно, чтобы дети уважали школу и относились к ней с восхищением. Чтобы не было так: у меня есть красивая, настоящая жизнь и есть в противовес ужасная школа. Нет, такого быть не должно. Нашей команде важно, чтобы мы были в естественной среде для детей. Мы уже и в ТикТоке, и в Инстаграме. Кстати, на дистанте мы перевели туда часть образования: делали кружки, секции, мастер-классы. И к нам могли присоединиться ученики из других школ.

            – Выпускники участвуют в жизни школы?

            – С темой выпускников мы активно работаем второй год. Мы плотно взаимодействуем с Рыбаков Фонд. У нас одна из первых школ в России, у которой появился свой Эндаумент фонд, то есть фонд целевого капитала. Его нельзя тратить, а им можно только управлять. И проценты, которые ты от этого капитала получаешь, можно направлять на уставные цели школы – на ее развитие. На этом живут крупные вузы мира. Как раз в мировой практике Эндаумент пополняют выпускники учреждений в знак признательности за свои победы, полученные благодаря своему образованию. Нам не столько важна финансовая сторона, сколько ценно само понятие «благодарный выпускник». Потому что это конкретный образ будущего для сегодняшних учеников.

Я считаю, что с детьми должен работать только счастливый педагог.

Александра Сукиасян

           – Ты выше упомянула молодых педагогов. Каким, по твоему мнению, вообще должен быть современный учитель?

           – Он так много уже кому-то что-то должен. На педагоге лежит колоссальная ответственность. Сначала идет президент, а за ним – педагог. В его руках, в его действиях, словах, настроении, посыле – будущее многих людей. Один неверный шаг может привести к нежелательным последствиям, травмам, неверным решениям и неправильно выбранным путям. Я считаю, что с детьми должен работать только счастливый педагог. Поэтому я всем желаю попасть в профессиональный коллектив единомышленников, к руководству, которое не давит, а поддерживает инициативы команды. Именно такую среду мы стараемся создать у нас.

           – Какие основные человеческие принципы ты привносишь во всю свою деятельность, которой занимаешься?

           – Я уважаю свободу и мнение другого человека. Стараюсь не навязывать свою правду. Исхожу из принципа, что каждый человек имеет право не только на свое мнение, но и на свои ошибки.

           – У нашего издания есть традиционный вопрос: что бы ты сказала, если бы тебя слышал каждый человек на планете?

           – Будьте добрее.

           КОРОТКО О СПИКЕРЕ:       

           Александра Сукиасян

           Соучредитель частного образовательного комплекса «Поколение»; вице-президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов России; президент Волгоградской некоммерческой ассоциации частных образовательных организаций; сопредседатель Волгоградского Комитета по развитию женского предпринимательства ВОО МСП «Опора России»; член президиума Волгоградского областного Союза женщин.

           Награды и победы:

           Победитель Всероссийского конкурса «Лучший социальный проект года» в специальной номинации Совета Федерации РФ «Лучший социальный проект, созданный женщиной», 2019 г.; две международные награды «Лучший бренд школы»; серебро в конкурсе «Золотой сайт»; 2-е место в образовательной программе «Женщина-лидер» с командным проектом «Посольство будущего. Детская народная дипломатия»; победитель конкурса «Царицынский бизнес-2020» в номинациях «Лучшая женщина-предприниматель», «Лучший социальный проект».